и попытки как-то управлять ими обычно не выходили за рамки относительно скромных попыток научить ту или иную группу населения в целях удобства администрирования новому языку, то для современной эпохи характерно стремление отдельных правительств или общественно-идеологических течений и организаций направленно воздействовать на процессы не только языкового, но и этнического развития. Успех или неуспех такого воздействия зависит, разумеется прежде всего от того, насколько оно соответствует объективно сложившимся предпосылкам и тенденциям социально-экономического характера. Но и языковые аспекты, такие, как правильный выбор алфавитной, орфографической, терминотворческой и иной языковой политики, также нередко играют заметную роль. На международную арену в наши дни выходят все новые и новые этносы, в прошлом никому, кроме своих ближайших соседей, неизвестные. Новые языки создаются редко, и можно с уверенностью сказать, что хотя с научной точки зрения это несомненная потеря, общее число идиом, на которых говорит население Земли (как и общее число этносов), постепенно сокращается, главным образом за счет выхода из обихода ряда языков мелких, быстро ассимилирующихся племен и народностей. Чем меньше, уже функциональный спектр языка, тем больше для него опасность исчезновения. С другой стороны, все большее число языков проявляет тенденцию к расширению функционального спектра, и можно считать, что число высокофункциональных языков, т.е. языков, выполняющих не только бытовые, но и сложные административно-культурные функции постоянно увеличивается, что отражает консолидацию говорящих на них этносов. Вывод. 1. Сущность этничности заключается в аккумуляции всех без исключения этнических признаков в индивидууме, но их 145 |
67 С другой стороны, если указанные предпосылки достаточно сильны, а единый язык отсутствует, то он, как правило, достаточно быстро создается. Становление языка, единого для данного населения, позволяющего ему общение в своей среде, является следствием потребности в таком общении. Порожденная социально-экономическими факторами потребность рано или поздно находит себе удовлетворение, но оно приходит не автоматически, а через преодоление множества трудностей и препятствий. Сам факт существования языка воздействует на осознание населением особенностей своего этнического бытия, на развитие коммуникаций среди этого населения. Специфика современной языково-этнической ситуации в том, что если в прошлом, как правило, этноязыковые процессы протекали вполне стихийно и попытки как-то управлять ими обычно не выходили за рамки относительно скромных попыток научить ту или иную группу населения в целях удобства администрирования новому языку, то для современной эпохи характерно стремление отдельных правительств или общественноидеологических течений и организаций направленно воздействовать на процессы не только языкового, но и этнического развития. Успех или неуспех такого воздействия зависит, разумеется прежде всего от того, насколько оно соответствует объективно сложившимся предпосылкам и тенденциям социально-экономического характера. Но и языковые аспекты, такие, как правильный выбор алфавитной, орфографической, терминотворческой и иной языковой политики, также нередко играют заметную роль. На международную арену в наши дни выходят все новые и новые этносы, в прошлом никому, кроме своих ближайших соседей, неизвестные. Новые языки создаются редко, и можно с уверенностью сказать, что хотя с научной точки зрения это несомненная потеря, общее число идиом, на которых говорит население Земли (как и общее число этно 68 сов), постепенно сокращается, главным образом за счет выхода из обихода ряда языков мелких, быстро ассимилирующихся племен и народностей. Чем меньше, уже функциональный спектр языка, тем больше для него опасность исчезновения. С другой стороны, все большее число языков проявляет тенденцию к расширению функционального спектра, и можно считать, что число высокофункциональных языков, т.е. языков, выполняющих не только бытовые, но и сложные административно-культурные функции постоянно увеличивается, что отражает консолидацию говорящих на них этносов. Краткие выводы к главе 2. 1. Сущность этничности заключается в аккумуляции всех без исключения этнических признаков в индивидууме, но их ценностное распределение и, следовательно, реализация в социальной деятельности, зависит от установок самой личности. 2. Основным фактором формирования, проявления и изучения этничности является язык. Он выступает системообразующим фактором биосоциальной сущности человека этнического. Его размывание или утрата однозначно обозначают утрату личностью собственных этнических черт. ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Этнознаковые функции культуры. Сб. ст. М., 1991. С. 12. |