Проверяемый текст
Скаковская Екатерина Леонидовна. Социальные параметры этничности (Диссертация 1999)
[стр. 16]

соотношение центростремительных и центробежных тенденций в полиэтническом обществе.
Основное исследовательское “поле” этой науки межнациональные конфликты, именно поэтому ведущие отечественные этнополитологи, в частности, Р.
Абдулатипов, А.
Здравомыслов, В.
Тишков, Э.

Пайн5 предлагают конкретные решения этнополитических коллизий, “приложив” академический подход к национальной политике в Российской Федерации.
Этнополитология самая “практическая” область этносоциальных наук; которая еще не приобрела самостоятельный статус.
Надо отметить, что этнополитология в России развивается своеобразно, в основном, на опыте нашего государства, что отличает выводы ученых от классических положений, изложенных Д.
Ротшильдом в его “Этнополитике”.
Этносоциологический и этнополитический подходы тесно взаимодействуют с этнопсихологическими, все эти дисциплины как бы дополняют друг друга.
Этнопсихология изучает особенности психического склада тех или иных этнических общностей (системы представлений и кодов поведения), этнически обусловленные формы отражения и реакции на воздействие внешнего мира.
Эта наука исследует особенности народной культуры и символический .мир, изучает этническую обусловленность познания, памяти, эмоций и речи, а также межгрупповых отношений и социального поведения, вскрывает национальные особенности социализации подрастающего поколения.
В своей основе современная этнопсихология базируется на психологии народов В.
Вундта, которая трактует национальный дух как особое замкнутое образование, выражающее психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенному народу, и одновременно
и как их самосознание, содержание Абдулатипов Р.Г.
Природа и пародоксы национального
"Я”.
М., 1994.
169 с.; Здравомыслов А.Г.
Межэтнические конфликты в постсоветском пространстве.
М., 1997.
286 с.;
Сикевич З.В.
Национальное самосознание русских.
(Социологический очерк).
М., 1996.
С.
75.

16
[стр. 12]

12 “Россия и русские: характер народа и судьба страны”, пробившие первую брешь в атмосфере единодушного умолчания о специфических особенностях крупнейшего европейского народа.
Другое направление, удаляясь от социологии культуры и примыкая скорее к общесоциологической теории, фокусирует свое внимание на анализе воздействия фактора этничности как на частные социальные процессы (социальную мобильность, миграцию, урбанизированное^ и т.п.), так и общесоциальные стабильность и динамику социальных систем и институтов, конфликтность и т.п.
До середины 80-х гг.
этот аспект этносоциологического знания оставался в тени внимания отечественной науки, ибо сильны были стереотипы о якобы бесконфликтности советского общества, о стирании национальных различий и формировании новой исторической общности советского народа.
Однако сегодня, в условиях, сложившихся после распада СССР, центробежных тенденций практически во всех постсоветских государствах и эскалации межнациональных конфликтов именно это направление этносоциологии выходит на первый план, до времени оттесняя этнокультурную проблематику.
На фоне системного кризиса существует тенденция политизации этничности; именно это привело к формированию еще одной дисциплины, предметом которой стало влияние этнического фактора на политические отношения и институты.
Этнополитология рассматривает этничность сквозь призму государственного устройства, ее занимает процесс “нациеобразования” [4], соотношение центростремительных и центробежных тенденций в полиэтническом обществе.
Основное исследовательское “поле” этой науки межнациональные конфликты, именно поэтому ведущие отечественные этнополитологи, в частности, Р.Абдулатипов, А.Здравомыслов, В.Тишков, Э.Паин
[5] предлагают конкретные решения этнополитических коллизий, “приложив” академический подход к национальной по

[стр.,13]

литике в Российской Федерации.
Этнополитология самая “практическая” область этносоциальных наук, которая еще не приобрела самостоятельный статус.
Надо отметить, что этнополитология в России развивается своеобразно, в основном, на опыте нашего государства, что отличает выводы ученых от классических положений, изложенных Д.Ротшильдом в его “Этнополитике”.
Этносоциологический и этнополитический подходы тесно взаимодействуют с этнопсихологическими, все эти дисциплины как бы дополняют друг друга.
Этнопсихология изучает особенности психического склада тех или иных этнических общностей (системы представлений и кодов поведения), этнически обусловленные формы отражения и реакции на воздействие внешнего мира.
Эта наука исследует особенности народной культуры и символический мир, изучает этническую обусловленность познания, памяти, эмоций и речи, а также межгрупповых отношений и социального поведения, вскрывает национальные особенности социализации подрастающего поколения.
В своей основе современная этнопсихология базируется на психологии народов В.Вундта, которая трактует национальный дух как особое замкнутое образование, выражающее психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенному народу, и одновременно
как их самосознание, содержание которого может быть раскрыто путем сравнительного изучения языка, морали и культуры.
В современный научный оборот термин “этнопсихология” ввел в 1961 году Х.Вернер [6], который интерпрегировал эту дисциплину как область изучения характерных для конкретного общества представлений об устремлениях и импульсах, стандартах желательного и нежелательно13 го ит.п.


[стр.,19]

19 2.
Оеег*2 С.
1п1егрге1а1юп оГ Сикигез, Ые\у Уогк, Вазк Воокз, 1973; Иапс1а 8.
Сикига1 Ап1горо1о§у.
Ве1топ1 (СаИГ.): \Уаёз\Уог1Ь РиЫ., 1991.
3.
Социально-культурный облик советских наций.
М., 1986.
453 с.
4.
Сикевич З.В.
Национальное самосознание русских.
(Социологический очерк).
М., 1996.
С.
75.

5.
Абдулатипов Р.Г.
Природа и пародоксы национального
“Я”.
М., 1994.
169 с.; Здравомыслов А.Г.
Межэтнические конфликты в постсоветском пространстве.
М., 1997.
286 с.

6.
\Уетсг Н.
Сотрагайуе Рз1Ьо1о§у оГ шета1 с!еуе1ортеп1.
СЫса^о: Ро11е1 РиЬНзЫп^, 1961.
Р.
45.
7.1пке1ез А.
апс! Ьеутзоп ИХ Там же.
Р.
56.
8.
Ключевский В.О.
Курс русской истории.
Т.
1-5.
М., 1987; Лавров П.
Философия и социология.Т.
1-2.
М., 1965; Бодуэн де Куртене.
Изб.
Труды по общему языкознанию.
Т.
1.
М., 1963.
384 с.
9.
Выготский Л.С.
Собрание сочинений: В 6-ти т.
Т.2.
М., 1982.
502 с.; Лурия А.Р.
Язык и сознание.
М., 1979.
319 с.; Кон И.С.
В поисках себя: Личность и ее самосознание.
М., 1984.
335 с.
10.
Дробижева Л.М.
Штрихи национального самосознания.
В кн.: “Русские.
Этносоциологические очерки”.
М., 1992.
С.
103; Куницина B.
Г1.
Этнические стереотипы.
// Психологический журнал, 1989, № 4.
С.
49; Лурье С.В.
Метаморфозы традиционного сознания.
СПб.
М., 1994.
C.
25; Бороноев А.О.
Основы этнической психологии.
СПб.
М., 1991.
С.
23.
И.
Бромлей Ю.В.
Очерки теории этноса.
М., 1983.
112 с.
12.
Хабибулин К.Н., Скворцов Н.Г.
Испытания национального самосознания.
СПб., 1993.
С.
11.

[Back]