Проверяемый текст
Скаковская Екатерина Леонидовна. Социальные параметры этничности (Диссертация 1999)
[стр. 17]

которого может быть раскрыто путем сравнительного изучения языка, морали и культуры.
В современный научный оборот термин “этнопсихология” ввел в 196] году
X.
Вернер6, который интерпретировал эту дисциплину как область изучения характерных для конкретного общества представлений об устремлениях и импульсах, стандартах желательного и нежелательного и т.п.
Иную трактовку получила идея В.
Вундта в работах Р.
Линтона и Д.
Левинсона, выводящих свойства национального характера из так называемой базовой и модальной личности, формирующейся под воздействием специфических
для каждого этноса воспитания детей7.
Отечественная традиция этнопсихологии ведет начало от работ В.
Ключевского, П.
Лаврова, И.
Бодуэна де Куртене8, уделивших пристальное внимание, в частности, воздействию
географической среды и уровня технического развития на психический склад народа, пониманию добра и зла в различных этнических контекстах, влиянию языковых форм на особенности мышления этнических групп.
Их научное наследие получило дальнейшую разработку в трудах Л.
Выготского, А.
Лурия, позже А.
Леонтьева, И.
Кона
и других.9 10 Оригинальный подход к психологическим проблемам этничности отличает работы Л.
Дробижевой, В.
Кунициной, С.
Лурье, А.
Бороноева
.,0 Характерно, что исследовательское “ноле” отдельных этносоциальных наук во многом совпадает, но, пожалуй, наиболее “междисциплинарным” феноменом этничности является национальное самосознание, в котором соединяется и социологическое, и психологическое, и политологическое 6У/стег Н.
СотрагаНуе Р$Но1о§у оГтсШа! деуеЬртепГ СЫса§о: Го11е! РиЬИяЫт», 1961.
* Р.
45.
71пке1е5 Л.
апс! Гсутхоп Р.Д.
Там же.
Р.
56.
* Ключевский Курс русской истории.
Т.
1-5.
М., 1987; Лавров П.
Философия и социология.Т.
1-2.
М., 1965; Бодуэн
дс Куртене Изб.
Труды по общему языкознанию.
Т.
1.
М., 1963.
384 с.
9 Выготский Л.С.
Собрание сочинений: В 6-ти т.
Т.2.
М., 1982.
502 с.; Лурия А.Р.
Язык и сознание.
М., 1979.
319 с.; Кон И.С.
В поисках себя: Личность и
се самосознание.
М., 1984.
335 с.
10 Дробижева Л.М.
Штрихи национального самосознания.
В кн.: “Русские.
Этносоциологические очерки”.
М.:
Наука, 1992.
С.
ЮЗ;.
Куницина В.П.
Этнические стереотипы.
//Психологический журнал, 1989, № 4.
С.
49; Лурье С.В.
Метаморфозы традиционного сознания.
СПб.,
1994.
С.
25; Бороноеп А.О.
Основы этнической психологии.
СПб.
М., 1991.
С.
23.

17
[стр. 13]

литике в Российской Федерации.
Этнополитология самая “практическая” область этносоциальных наук, которая еще не приобрела самостоятельный статус.
Надо отметить, что этнополитология в России развивается своеобразно, в основном, на опыте нашего государства, что отличает выводы ученых от классических положений, изложенных Д.Ротшильдом в его “Этнополитике”.
Этносоциологический и этнополитический подходы тесно взаимодействуют с этнопсихологическими, все эти дисциплины как бы дополняют друг друга.
Этнопсихология изучает особенности психического склада тех или иных этнических общностей (системы представлений и кодов поведения), этнически обусловленные формы отражения и реакции на воздействие внешнего мира.
Эта наука исследует особенности народной культуры и символический мир, изучает этническую обусловленность познания, памяти, эмоций и речи, а также межгрупповых отношений и социального поведения, вскрывает национальные особенности социализации подрастающего поколения.
В своей основе современная этнопсихология базируется на психологии народов В.Вундта, которая трактует национальный дух как особое замкнутое образование, выражающее психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенному народу, и одновременно как их самосознание, содержание которого может быть раскрыто путем сравнительного изучения языка, морали и культуры.
В современный научный оборот термин “этнопсихология” ввел в 1961 году
Х.Вернер [6], который интерпрегировал эту дисциплину как область изучения характерных для конкретного общества представлений об устремлениях и импульсах, стандартах желательного и нежелательно13 го ит.п.


[стр.,14]

14 Иную трактовку получила идея В.Вундта в работах Р.Линтона и Д.Левинсона, выводящих свойства национального характера из так называемой базовой и модальной личности, формирующейся под воздействием специфических дая каждого этноса воспитания детей [7].
Отечественная традиция этнопсихологии ведет начало от работ В.Ключевского, П.Лаврова, И.Бодуэна де Куртене [8], уделивших пристальное внимание, в частности, воздействию
географической среды и уровня технического развития на психический склад народа, пониманию добра и зла в различных этнических контекстах, влиянию языковых форм на особенности мышления этнических групп.
Их научное наследие получило дальнейшую разработку в трудах Л.Выготского, А.Лурия, позже А.Леонтьева, И.Кона
[9] и других.
Оригинальный подход к психологическим проблемам этничности отличает работы Л.Дробижевой, В.Кунициной, С.Лурье, А.Бороноева
[10].
Характерно, что исследовательское “поле” отдельных этносоциальных наук во многом совпадает, но, пожалуй, наиболее “междисциплинарным” феноменом этничности является национальное самосознание, в котором соединяется и социологическое, и психологическое, и политологическое видение единой проблемы.
Именно этот феномен стал предметом исследования, положенного в основу данной работы.
В функционировании этносов важнейшая роль принадлежит осознанию членами каждого из них своей специфической общности, т.е.
этническому самосознанию, именуемому относительно наций и национальных общностей национальным самосознанием.
Это понятие вошло в обиход советской этнологии с конца 40-х гг.
(П.Кушнер, Н.Чебоксаров, В.Козлов), и уже в 60-е гг.
представление об этническом сознании как важнейшем компоненте этноса получило широкое распро

[стр.,19]

19 2.
Оеег*2 С.
1п1егрге1а1юп оГ Сикигез, Ые\у Уогк, Вазк Воокз, 1973; Иапс1а 8.
Сикига1 Ап1горо1о§у.
Ве1топ1 (СаИГ.): \Уаёз\Уог1Ь РиЫ., 1991.
3.
Социально-культурный облик советских наций.
М., 1986.
453 с.
4.
Сикевич З.В.
Национальное самосознание русских.
(Социологический очерк).
М., 1996.
С.
75.
5.
Абдулатипов Р.Г.
Природа и пародоксы национального “Я”.
М., 1994.
169 с.; Здравомыслов А.Г.
Межэтнические конфликты в постсоветском пространстве.
М., 1997.
286 с.
6.
\Уетсг Н.
Сотрагайуе Рз1Ьо1о§у оГ шета1 с!еуе1ортеп1.
СЫса^о: Ро11е1 РиЬНзЫп^, 1961.
Р.
45.
7.1пке1ез А.
апс! Ьеутзоп ИХ Там же.
Р.
56.
8.
Ключевский В.О.
Курс русской истории.
Т.
1-5.
М., 1987; Лавров П.
Философия и социология.Т.
1-2.
М., 1965; Бодуэн
де Куртене.
Изб.
Труды по общему языкознанию.
Т.
1.
М., 1963.
384 с.
9.
Выготский Л.С.
Собрание сочинений: В 6-ти т.
Т.2.
М., 1982.
502 с.; Лурия А.Р.
Язык и сознание.
М., 1979.
319 с.; Кон И.С.
В поисках себя: Личность и
ее самосознание.
М., 1984.
335 с.
10.
Дробижева Л.М.
Штрихи национального самосознания.
В кн.: “Русские.
Этносоциологические очерки”.
М.,
1992.
С.
103; Куницина B.
Г1.
Этнические стереотипы.
// Психологический журнал, 1989, № 4.
С.
49; Лурье С.В.
Метаморфозы традиционного сознания.
СПб.

М., 1994.
C.
25; Бороноев А.О.
Основы этнической психологии.
СПб.
М., 1991.
С.
23.

И.
Бромлей Ю.В.
Очерки теории этноса.
М., 1983.
112 с.
12.
Хабибулин К.Н., Скворцов Н.Г.
Испытания национального самосознания.
СПб., 1993.
С.
11.

[Back]