Проверяемый текст
Скаковская Екатерина Леонидовна. Социальные параметры этничности (Диссертация 1999)
[стр. 20]

Не менее наглядным, но еще более противоречивым, чем этноним и этническая самоидентификация, признаком национального самосознания является национальный характер некоторые общие черты психики, связанные с историческим и культурным единством этноса.
Конечно, национальный характер не следует низводить до набора некоторых психологических свойств одной этнической единицы.
Значительно отчетливее,
чем в монологической форме, он проявляется в общении, когда взаимодействуют группы людей, особенно различной национальной принадлежности, т.е.
на уровне межэтнических контактов.
Чтобы считаться типичным для того или иного народа, черты характера должны быть присущи значительной части его членов, прежде всего в интенсивности, в оттенках их проявления.
Этот подход наиболее отчетливо выражен в уже упоминавшихся концепциях “модальной” (Р.
Линтон, А.
Инкельс) и “базовой” личности (А.
Кардинер).
Характер народа проявляется в целой системе потребностей, интересов, установок и идеалов, причем эта структура как бы охватывает все этажи человеческой психики и, в конечном счете, определяет направленность национального характера.
В отличии от этнологии, социология и психология относят национальное самосознание к тому слою обыденного сознания, которое принято называть массовым.
В национальном самосознании на уровне ориентаций, предпочтений и стереотипов отражается образ и стиль жизни народа, его нормы и ценности, представление о своей национальной принадлежности, соотносящей “свой” народ с “другими народами”.

Но здесь мы уже вступаем в сферу этнокульмурологии, которая имеет несколько другую философскую основу по сравнению с перечисленными дисциплинами.
Здесь этническое сознание анализируется на основе ценностного подхода.
В чем он заключается? В культуре ценности образуют единую систему, действующую по типу живого ортнизма, где есть главный системообразующий фактор, который 20
[стр. 16]

16 своей идентичности.
Впрочем его не следует абсолютизировать.
Ибо этноним крупного народа нередко переносится на представителей малочисленных народов: так, в частности, всех “советских” за рубежом обычно называли русскими, даже если они были грузинами или молдаванами.
Этническая самоидентификация носит во многом ситуативный характер и может быть обусловлена конкретными политическими реалиями человек невольно идентифицирует себя с тем народом, среди представителей которого он испытывает больший социально-психологический комфорт, приобретает более высокий этнический статус.
Так в СССР, по данным социологических исследований, дети от смешанных браков, если один из родителей был русским, чаще всего считали себя тоже русскими и по анкетным данным, и по психологическому самоощущению.
После распада СССР ситуация изменилась: в постсоветских государствах дети от смешанных браков русских с представителями титульной национальности чаще всего склонны идентифицировать себя по тому из родителей, кто принадлежит к национальному большинству (титульному народу).
Сегодня в России начинает формироваться тенденция: в случае происхождения от гетерогенного брака фиксировать свою принадлежность в этнониме “россиянин”, что косвенно свидетельствует о начале общероссийского нациеобразования.
Не менее наглядным, но еще более противоречивым, чем этноним и этническая самоидентификация, признаком национального самосознания является национальный характер некоторые общие черты психики, связанные с историческим и культурным единством этноса.
Конечно, национальный характер не следует низводить до набора некоторых психологических свойств одной этнической единицы.
Значительно отчетливее,


[стр.,17]

17 чем в монологической форме, он проявляется в общении, когда взаимодействуют группы людей, особенно различной национальной принадлежности, т.е.
на уровне межэтнических контактов.
Чтобы считаться типичным для того или иного народа, черты характера должны быть присущи значительной части его членов, прежде всего в интенсивности, в оттенках их проявления.
Этот подход наиболее отчетливо выражен в уже упоминавшихся концепциях “модальной” (Р.Линтон, А.Инкельс) и “базовой” личности (А.Кардинер).
Характер народа проявляется в целой системе потребностей, интересов, установок и идеалов, причем эта структура как бы охватывает все этажи человеческой психики и, в конечном счете, определяет направленность национального характера.
В отличии от этнологии, социология и психология относят национальное самосознание к тому слою обыденного сознания, которое принято называть массовым.
В национальном самосознании на уровне ориентаций, предпочтений и стереотипов отражается образ и стиль жизни народа, его нормы и ценности, представление о своей национальной принадлежности, соотносящей “свой” народ с “другими народами”.

В качестве основных эмпирических индикаторов национального самосознания в нашем исследовании приняты следующие: 1.
Этническая самоидентификация, включающая представление об этноконсолидирующих и этнодифференцирующих признаках; 2.
Национальный характер на уровне автостереотипов; 3.
Этнические установки, выявляющие уровень и направленность межнациональных отношений, включая проявления этнофобии и национализма; 4.
Социокультурные установки, включающие представление и оценочные суждения относительно истории и отдельных элементов традиционной культуры (языка, ритуалов, традиций);

[Back]