Проверяемый текст
Скаковская Екатерина Леонидовна. Социальные параметры этничности (Диссертация 1999)
[стр. 29]

различными “углами зрения” социальным, психологическим и политическим, ибо именно на пересечении этих составляющих и формируется национальное самосознание.
Но обобщение материалов такого исследования в терминах одной из данных дисциплин изменяет иерархичность ценностной структуры в пользу одного из предложенных подходов, что объективно препятствует концептуальному осмыслению феномена
этничности.
Следовательно, только обобщения культурологического уровня способны удовлетворить потребность в целостном понимании этничности.
1.2.
Культурно-историческая сущность этничности Существуют, по крайней мере, три основных теоретических подхода к анализу феномена этничности: в одних случаях этничность рассматривается как совокупность “объективных” атрибутов и характеристик, в других как набор специфических ощущений и переживаний, в третьих как комплекс поведенческих стереотипов.
Каждое из этих определений имеет свои основания и резоны.
Однако при использовании каждого из них в отдельности возникают сложности методологического характера.
В
нервом случае основными маркерами этнической принадлежности выступают такие наблюдаемые и объективные факторы, как язык, территория проживания, религиозная принадлежность, пища, одежда и т.д.
Проблема в данном случае состоит в том, что как правило, чрезвычайно сложно определить действительные границы этнических категорий, особенно в условиях происходящих в мире интеграционных и индустриализационных процессов.
Использование поведенческих характеристик для анализа этничности ограничено в значительной мере тем обстоятельством, что оно возможно
29
[стр. 18]

18 5.
Этнически обусловленные социальные установки и ценности, включающие оценку собственного социального самочувствия в контексте взаимодействия этнофора и государства.
Эмпирическое исследование перечисленных “срезов” национального самосознания позволяет рассмотреть изучаемый феномен под различными “углами зрения” социальным, психологическим, культурным и политическим, ибо именно на пересечении этих составляющих и формируется национальное самосознание.
Но обобщение материалов такого исследования в терминах одной из данных дисциплин изменяет иерархичность ценностной структуры в пользу одного из предложенных подходов, что объективно препятствует концептуальному осмыслению феномена
этичности.
Следовательно, только обобщения социальнофилософского уровня способны удовлетворить потребность в целостном понимании этничности.
ПРИМЕЧАНИЯ: 1.
Рагзопз Т.
8оте ТЬогсНса1 СопзМегабопз оп 1Ье НаШга апё ТЬепёз ЕИнмсйу.
1п: 01агег N.
апс! МоушЬап Э.
(ес!з) ЕЙтки1у.
ТЬеогу апс! Ехрепепсе, СагпЪпс1§е Мазз: Нагуагё ИшуегзЬу Ргезз, 1975; Уап ёег Вег&е Р.Ь.
ТЬе ЕЙииз РЬепошепоп, Ие\у Уогк, ОхГогск Е1зеУ1ег, 1981; 1пке1ез А.
апё Ъеушзоп В.Т ТЬе 8шс1у оГМоёа! РегзопаП1у апс! 8осюси1Шга1 8уз*етз.
1п: Ыпёзеу С.
апс! Агопзоп Е.
(еёз) ТЬе НапсШоок оГ 8ос1а1 РзусЬо1о&у./ МаззасЬизеПз (СаНТ), Ьопс1оп, АёсНзоп-\\^ез1еу, 1969, уо1.
1У; Кагётег А.
апё ЫрЮп К.
1псИук1иа1 апё Н1з 8ос1е1у.
№\у Уогк: Со1ишЫа Шхуегейу Ргезз, 1945; 1леЬег$оп 8.А.
8оае1а1 ТЬеогу о^Касе апё ЕНииз Ке1аёопз // Ашепсап 8осю1о§1са1 Ке\у1е\у.
1961, №26.


[стр.,34]

Глава 2.
ЭТНИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА 2.1.
Сущность этничности.
Существуют, по крайней мере, три основных теоретических подхода к анализу феномена этничности: в одних случаях этничность рассматривается как совокупность “объективных” атрибутов и характеристик, в других как набор специфических ощущений и переживаний, в третьих как комплекс поведенческих стереотипов.
Каждое из этих определений имеет свои основания и резоны.
Однако при использовании каждого из них в отдельности возникают сложности методологического характера.
В
первом случае основными маркерами этнической принадлежности выступают такие наблюдаемые и объективные факторы, как язык, территория проживания, религиозная принадлежность, пища, одежда и т.д.
Проблема в данном случае состоит в том, что, как правило, чрезвычайно сложно определить действительные границы этнических категорий, особенно в условиях происходящих в мире интеграционных и индустриализационных процессов.
Использование поведенческих характеристик для анализа этничности ограничено в значительной мере тем обстоятельством, что оно возможно
только в ситуациях конкретного взаимодействия представителей различных этнических общностей.
Представляется, что наиболее адекватным в качестве исходного пункта анализа может служить взгляд на этничность как на особую характеристику субъективности, состоящую в ощущении, переживании индивидом собственной принадлежности к определенной этнической группе, восприятия себя представителем конкретного народа.

[Back]