Проверяемый текст
Скаковская Екатерина Леонидовна. Социальные параметры этничности (Диссертация 1999)
[стр. 31]

другой не всегда нарушают этническое бытие; еще менее нарушают его изменения, происходящие в рамках одной и той же формации”.13 Очевидно, что понятие идентичности имеет различные модальности и самоидентификация человека может реализовываться на различных уровнях и различных формах, отличающихся своей направленностью.
Принято считать, что этническая идентичность базируется прежде всего на осознании общности происхождения, традиций, ценностей,
верований, ощущении исторической и межпоколенной преемственности.
Механизмы этнической идентификации имеют субъективную, психологическую природу.
Но при этом
этничность обуславливается и поддерживается факторами, существующими для каждого отдельного индивида объективно.
В своей “превращенной”, субъективной форме они служат для этнического самоопределения.
Это уже указанные выше территория, язык, религия, хозяйство, овеществленные в материальной культуре эстетические каноны и т.д.
К “феноменологическому” уровню этничности относятся поведенческие характеристики, стереотипы повседневного или ритуального поведения.
Значение отдельных факторов сохранения этничности может весьма различаться.
Так, территория как средство поддержания групповой или общинной связи может быть решающим звеном этнической принадлежнос ти, может иметь минимальное значение, может вообще не иметь никакого значения.
Представители одного и того же этноса могут жить в пределах различных государств (русские в России и русские в Узбекистане, немцы в России и немцы в Германии и т.п.) или вообще не иметь собственной территории как цыгане, тем не менее сохраняя свою этническую идентичность.
Степень, в которой территориальный фактор является необходимым элементом идентификационного процесса, выявляется в отношении к
.13 31 Бромлей Ю.В.
Этносоциальные процессы: теория, история, современность.
М., 1987.
С.
74.
[стр. 35]

35 Речь идет о специфической форме идентификации, заключающейся в соотнесении индивидом некоторых составляющих собственной определенности с особыми характеристиками группы (общности), к которой он себя причисляет.
В этом смысле этническая идентичность на групповом уровне состоит в “субъективном символическом или эмблематическом использовании некоторых сторон культуры с тем, чтобы отличать себя от других групп”.
Этническая идентичность является одним из наиболее стабильных и константных элементов человеческой субъективности и фактически не зависит от изменения социальных ролей, статусов, видов деятельности, политических или иных ориентаций.
В этом смысле этничность может рассматриваться как альтернативная классовому сознанию форма.
Идентичность константна в том смысле, что без нее невозможно сохранение этнической общности, а следовательно, и этнического сознания, вместе с тем, сами признаки этого сходства видоизменяются, ибо обусловлены не только психологически, но и социально.
Этнические формы бытия вообще более устойчивы, чем социальные, и, хотя “этнические процессы обусловлены общим ходом социально-экономического и культурного развития, а также особенностями их собственного существования и взаимодействия друг с другом /.../ коренные социально-экономические изменения при переходе от одной формации к другой не всегда нарушают этническое бытие; еще менее нарушают его изменения, происходящие в рамках одной и той же формации” [1].
Очевидно, что понятие идентичности имеет различные модальности и самоидентификация человека может реализовываться на различных уровнях и различных формах, отличающихся своей направленностью.
Принято считать, что этническая идентичность базируется прежде всего на осознании общности происхождения, традиций, ценно


[стр.,36]

36 стей, верований, ощущении исторической и межпоколенной преемственности.
Механизмы этнической идентификации имеют субъективную, психологическую природу.
Но при этом
этпичность обуславливается и поддерживается факторами, существующими для каждого отдельного индивида объективно.
В своей “превращенной”, субъективной форме они служат для этнического самоопределения.
Это уже указанные выше территория, язык, религия, хозяйство, овеществленные в материальной культуре эстетические каноны и т.д.
К “феноменологическому” уровню этничности относятся поведенческие характеристики, стереотипы повседневного или ритуального поведения.
Значение отдельных факторов сохранения этничности может весьма различаться.
Так, территория как средство поддержания групповой или общинной связи может быть решающим звеном этнической принадлежности, может иметь минимальное значение, может вообще не иметь никакого значения.
Представители одного и того же этноса могут жить в пределах различных государств (русские в России и русские в Узбекистане, немцы в России и немцы в Германии и т.п.) или вообще не иметь собственной территории как цыгане, тем не менее сохраняя свою этническую идентичность.
Степень, в которой территориальный фактор является необходимым элементом идентификационного процесса, выявляется в отношении к
использованию иных, нетерриториальных определений экономических, религиозных и прочих составляющих.
Скажем, в сложный процесс этнического самоопределения может вплетаться экономический фактор.
Определенная хозяйственная автономия, закрепленная в специальных занятиях и навыках, передаваемых от поколения к поколению, в большей или меньшей степени может поддерживать этническую идентичность членов группы и охранять ее от ассимиляционных натисков.

[Back]