Проверяемый текст
Скаковская Екатерина Леонидовна. Социальные параметры этничности (Диссертация 1999)
[стр. 32]

использованию иных, нетерриториальных определений экономических, религиозных и прочих составляющих.
Скажем, в сложный процесс этнического самоопределения может вплетаться экономический фактор.
Определенная хозяйственная автономия, закрепленная в специальных занятиях и навыках, передаваемых от поколения к поколению, в большей или меньшей степени может поддерживать этническую идентичность членов группы и охранять ее от ассимиляционных натисков.

Хозяйственные связи, складывающиеся в едином экономическом комплексе, вообще составляют основу существования целых национальных государств, и в этом смысле “экономика определяет национальное бытие”.
Единство территории расселения чрезвычайно важный признак для генезиса этноса.
Кроме того, это один из признаков, который мы называем социально-образующим.
Единство территории обеспечивает формирование структуры экономических связей на индустриальной стадии развития общества.
Единство территории это то, что
составляет основу государственности (возможной!) этноса.
В то же время для конкретного человека этот признак может и не выступать как достаточно важный, либо ассоциироваться в индивидуальном сознании не с этнической, а с социальной принадлежностью.
Он актуализируется для личности как этнический именно тогда, когда внешняя угроза данному государству связана с этнической экспансией.
Но именно на основе этого признака формируется то, что известно в истории под названием патриотизм.14
Очень важно отметить, что для человека и осознания им своей этнической принадлежности наиболее ценным является какой-то один этнический признак.
Все они в сознании индивида представлены неоднозначно.
Выделение главной этнической ценности может зависеть от личной ситуации, воспитания, жизненного опыта, но при этом человек всегда
14 32 Седова Н.Н.
Человек-этнический.
Волгоград, 1994.
С.
9.
[стр. 36]

36 стей, верований, ощущении исторической и межпоколенной преемственности.
Механизмы этнической идентификации имеют субъективную, психологическую природу.
Но при этом этпичность обуславливается и поддерживается факторами, существующими для каждого отдельного индивида объективно.
В своей “превращенной”, субъективной форме они служат для этнического самоопределения.
Это уже указанные выше территория, язык, религия, хозяйство, овеществленные в материальной культуре эстетические каноны и т.д.
К “феноменологическому” уровню этничности относятся поведенческие характеристики, стереотипы повседневного или ритуального поведения.
Значение отдельных факторов сохранения этничности может весьма различаться.
Так, территория как средство поддержания групповой или общинной связи может быть решающим звеном этнической принадлежности, может иметь минимальное значение, может вообще не иметь никакого значения.
Представители одного и того же этноса могут жить в пределах различных государств (русские в России и русские в Узбекистане, немцы в России и немцы в Германии и т.п.) или вообще не иметь собственной территории как цыгане, тем не менее сохраняя свою этническую идентичность.
Степень, в которой территориальный фактор является необходимым элементом идентификационного процесса, выявляется в отношении к использованию иных, нетерриториальных определений экономических, религиозных и прочих составляющих.
Скажем, в сложный процесс этнического самоопределения может вплетаться экономический фактор.
Определенная хозяйственная автономия, закрепленная в специальных занятиях и навыках, передаваемых от поколения к поколению, в большей или меньшей степени может поддерживать этническую идентичность членов группы и охранять ее от ассимиляционных натисков.


[стр.,37]

37 Хозяйственные связи, складывающиеся в едином экономическом комплексе, вообще составляют основу существования целых национальных государств, и в этом смысле “экономика определяет национальное бытие”.
Единство территории расселения чрезвычайно важный признак для генезиса этноса.
Кроме того, это один из признаков, который мы называем социально-образующим.
Единство территории обеспечивает формирование структуры экономических связей на индустриальной стадии развития общества.
Единство территории это то, что
составляег основу государственности (возможной!) этноса.
В то же время для конкретного человека этот признак может и не выступать как достаточно важный, либо ассоциироваться в индивидуальном сознании не с этнической, а с социальной принадлежностью.
Он актуализируется для личности как этнический именно тогда, когда внешняя угроза данному государству связана с этнической экспансией.
Но именно на основе этого признака формируется то, что известно в истории под названием патриотизм
[2].
Очень важно отметить, что для человека и осознания им своей этнической принадлежности наиболее ценным является какой-то один этнический признак.
Все они в сознании индивида представлены неоднозначно.
Выделение главной этнической ценности может зависеть от личной ситуации, воспитания, жизненного опыта, но при этом человек всегда
испытывает влияние конкретных социальных условий, адаптируя установки группового сознания.
Но ни один культурологический признак не является этнодифференцирующим, однако, в совокупности они дают уникальный слой культурных ценностей, обладающих ярко выраженной этнической принадлежностью.
При этом, в каждой этнической культуре обязательно за

[Back]