Проверяемый текст
Скаковская Екатерина Леонидовна. Социальные параметры этничности (Диссертация 1999)
[стр. 33]

испытывает влияние конкретных социальных условий, адаптируя установки группового сознания.
Но ни один культурологический признак не является
этиодифферснцирующим, однако, в совокупности они дают уникальный слой культурных ценностей, обладающих ярко выраженной этнической принадлежностью.
При этом, в каждой этнической культуре обязательно закреплены
те самые принципы обособления, благодаря которым сохраняется генетическое многообразие.
Особое место в формировании и сохранении этничности принадлежит таким важнейшим элементам этнокультурного бытования, как язык, религия, традиции, эстетические
латерны и т.д.
Их роль очевидна, но важно подчеркнуть другое: каждый из них выполняет свою роль в поддержании этнической идентичности, выступая не в
‘'непосредственной”, “объективной” форме, а в функции символического маркера.
Территория (“родная земля”, “мать-земля”), язык (“родная речь”), жилище (“домашний очаг”), религия (“истинная”, делящая всех на “православных”, “правоверных” и “иноверных”) целая система символов, осознание непрерывности которой позволяет выделить свою этническую общность “мы” из других “они” и одновременно ощущать свою принадлежность к данной общности.
Независимо от концептуальных позиций исследователей и конкретноличностного восприятия каждого человека, общепризнанным является тот факт, что этносы возникают и существуют только через обособление друг от друга.
Существуем “мы” и существуют “они” вот первичная установка этнического сознания.
Это полностью соответствует основной функции этносов сохранению генетического многообразия.15
Национальное бытие и национальное самосознание существуют у любого народа лишь постольку, поскольку существуют другие народы и страны: национально-экономическое “мы” проявляется благодаря тому, что 15 33 Седова Н.Н.
Там же.
С.8.
[стр. 37]

37 Хозяйственные связи, складывающиеся в едином экономическом комплексе, вообще составляют основу существования целых национальных государств, и в этом смысле “экономика определяет национальное бытие”.
Единство территории расселения чрезвычайно важный признак для генезиса этноса.
Кроме того, это один из признаков, который мы называем социально-образующим.
Единство территории обеспечивает формирование структуры экономических связей на индустриальной стадии развития общества.
Единство территории это то, что составляег основу государственности (возможной!) этноса.
В то же время для конкретного человека этот признак может и не выступать как достаточно важный, либо ассоциироваться в индивидуальном сознании не с этнической, а с социальной принадлежностью.
Он актуализируется для личности как этнический именно тогда, когда внешняя угроза данному государству связана с этнической экспансией.
Но именно на основе этого признака формируется то, что известно в истории под названием патриотизм [2].
Очень важно отметить, что для человека и осознания им своей этнической принадлежности наиболее ценным является какой-то один этнический признак.
Все они в сознании индивида представлены неоднозначно.
Выделение главной этнической ценности может зависеть от личной ситуации, воспитания, жизненного опыта, но при этом человек всегда испытывает влияние конкретных социальных условий, адаптируя установки группового сознания.
Но ни один культурологический признак не является
этнодифференцирующим, однако, в совокупности они дают уникальный слой культурных ценностей, обладающих ярко выраженной этнической принадлежностью.
При этом, в каждой этнической культуре обязательно за


[стр.,38]

38 креплены те самые принципы обособления, благодаря которым сохраняется генетическое многообразие.
Особое место в формировании и сохранении этничности принадлежит таким важнейшим элементам этнокультурного бытования, как язык, религия, традиции, эстетические
патерны и т.д.
Их роль очевидна, но важно подчеркнуть другое: каждый из них выполняет свою роль в поддержании этнической идентичности, выступая не в
“непосредственной”, “объективной” форме, а в функции символического маркера.
Территория (“родная земля”, “мать-земля”), язык (“родная речь”), жилище (“домашний очаг”), религия (“истинная”, делящая всех на “православных”, “правоверных” и “иноверных”) целая система символов, осознание непрерывности которой позволяет выделить свою этническую общность “мы” из других “они” и одновременно ощущать свою принадлежность к данной общности.
Независимо от концептуальных позиций исследователей и конкретно-личностного восприятия каждого человека, общепризнанным является тот факт, что этносы возникают и существуют только через обособление друг от друга.
Существуем “мы” и существуют “они” вот первичная установка этнического сознания.
Это полностью соответствует основной функции этносов сохранению генетического многообразия
[3].
Национальное бытие и национальное самосознание существуют у любого народа лишь постольку, поскольку существуют другие народы и страны: национально-экономическое “мы” проявляется благодаря тому, что
есть некоторые “они”, отличающиеся от данного “мы” языком, культурой, обычаями и другими характеристиками.
При этом каждому этносу или национальной группе свойственен собственный набор референтных этнических групп, предопределенный историей нации, в каждом

[Back]