Современная стадия этничности на Западе является историческим продуктом, которому предшествовали во времени а сегодня сосуществуют с ним в пространстве иные ее формы. Автор выделяет 4 основных типа социальной организации с соответствующими фазами развития этничности. Первый тип малые, доиндустриальные, бесписьменные, функционально универсальные и, как правило, изолированные друг от друга социальные системы. Второй более крупные и более сложно организованные, мульэтничные (этноплюралистические), но по-прежнему доиндустриальные общества, где большинство членов живут относительно независимыми и автономными группами. В условиях социумов первого и второго типа этничность реализуется в форме “самоопределения через принадлежность” и переживания “мы чувства”, которое связывает группу по существу тем же образом, что и отношения родства. “Социокультурные гораздо в большей мере, чем связанные с управлением мотивы, ценности и санкции являлись и наиболее важными для формирования индивидуальной идентичности и для межгрупповой динамики”.19 Третий тип нации в терминах Х1Х-ХХ вв. политизированные, мобильные, обладающие механизмами государственного контроля или обретающие формы государственного устройства большие группы, осознающие себя в рамках определенной культуры и включающие большинство населения страны. Этот исторический период период “эпохи национализма”, которая придала этничности более политические, нежели социокультурные характеристики. Урбанизация, индустриализация, принципиально иная база легитимности, новая общественная дифференциация привели к изменению индивидуальных статусов, социальных ролей, создали другие условия для 19 38 Гам же. Р. 30. |
42 Ход исторического развития создал различные условия для проявлений этничности, и , соответственно, значение, роль и функции этнического фактора весьма разняться. В этой связи представляет интерес статья М.Хайслера “Этничность и этнические отношения на современном Западе” [5], в которой автор рассуждает о трансформациях этничности в западных странах, что дает некоторую возможность сравнить происходящие там процессы в этой сфере с нашими реалиями и тенденциями. М.Хайслер несколько раз подчеркивает отличие современных форм этничности на Западе от остального мира (к “Западу” он относит страны Центральной и Западной Европы, Северной Америки, Австралию и Новую Зеландию). Россия и другие страны бывшего СССР в любом случае в этот перечень не попадают, как впрочем, Израиль и Япония). На современном этапе, пишет ученый, многие “исторически значимые элементы, такие, как субъективные узы, которые связывали группы, и объективные маркеры индивидов внешность, язык, религия являются не столь важными” [6]. Сегодня в западном мире на этничность влияют в первую очередь три основных группы факторов: а) психологические особенности восприятия окружающего мира, в котором процесс социализации по сути дела лишен каких-либо этнических элементов; б) нормативные и структурные характеристики современного западного государства, в том числе политическое поведение и политика демократических режимов; в) новые патерны в международных и транснациональных отношениях. Современная стадия этничности на Западе является историческим продуктом, которому предшествовали во времени, а сегодня сосуществуют с ним в пространстве, иные ее формы. 43 Автор выделяет 4 основных типа социальной организации с соответствующими фазами развития этничности. Первый тип малые, доиндустриальные, бесписьменные, функционально универсальные и, как правило, изолированные друг от друга социальные системы. Второй более крупные и более сложно организованные, мульэтничные (этноплюралистические), но по-прежнему доиндустриальные общества, где большинство членов живут относительно независимыми и автономными группами. В условиях социумов первого и второго типа этничность реализуется в форме “самоопределения через принадлежность” и переживания “мы чувства”, которое связывает группу по существу тем же образом, что и отношения родства. “Социокультурные гораздо в большей мере, чем связанные с управлением мотивы, ценности и санкции являлись и наиболее важными для формирования индивидуальной идентичности и для межгрупповой динамики” [7]. Третий тип нации в терминах Х1Х-ХХ вв. политизированные, мобильные, обладающие механизмами государственного контроля или обретающие формы государственного устройства большие группы, осознающие себя в рамках определенной культуры и включающие большинство населения страны. Этот исторический период период “эпохи национализма”, которая придала этничности более политические, нежели социокультурные характеристики. Урбанизация, индустриализация, принципиально иная база легитимности, новая общественная дифференциация привели к изменению индивидуальных статусов, социальных ролей, создали другие условия для самоопределения индивида, “этничность уже более не разделяет людей, за исключением лишь некоторых аспектов их жизни” [8]. |