самоопределения индивида, “этничность уже более не разделяет людей, за исключением лишь некоторых аспектов их жизни”.20 Экономические, политические и социальные перемены изменили формы этнической лояльности, индивидуальной идентичности и групповых структур. “Там, где этнические связи не были разрушены, отмечает автор, они трансформировались в социальные, психологические и экономические феномены и обрели в эпоху национализма радикально измененные значения”.2' Четвертый, современный тип фаза постнационатизма: индустриально развитые западные демократии с их структурной дифференциацией и функциональной специализацией, реализующейся через новые социальные роли, законы, институты, конкретную политику. Для этого этапа характерны доминирование либерально-демократических принципов, претворение социальных программ, более или менее ярко выраженный эгалитаризм во внутренней политике, единение индивида и группы (общности) через гражданство, а не по этническим характеристикам. Люди, по существу, уже не являются “этничными”, политические же цели и действия лишь очень немногих из них обусловливаются исключительно “этническими” интересами.22 Таким образом, современная стадия на Западе, по мнению М.Хайслера, определяется в первую очередь природой современного демократического государства и его политического стиля. Этничность сместилась на периферию как политических, так и индивидуально-идентификационных процессов, в которых решающее значение имеют совсем другие факторы и влияния, порожденные интеграционными тенденциями в различных сферах общественной жизни. 20 Там же. Р. 33. Там же. Р. 34. 22 39 Там же . Р. 46. |
44 Экономические, политические и социальные перемены изменили формы этнической лояльности, индивидуальной идентичности и групповых структур. “Там, где этнические связи не были разрушены, отмечает автор, они трансформировались в социальные, психологические и экономические феномены и обрели в эпоху национализма радикально измененные значения” [9]. Четвертый, современный тип фаза постнационализма: индустриально развитые западные демократии с их структурной дифференциацией и функциональной специализацией, реализующейся через новые социальные роли, законы, институты, конкретную политику. Для этого этапа характерны доминирование либерально-демократических принципов, претворение социальных программ, более или менее ярко выраженный эгалитаризм во внутренней политике, единение индивида и группы (общности) через гражданство, а не по этническим характеристикам. Люди, по существу, уже не являются “этничными”, политические же цели и действия лишь очень немногих из них обусловливаются исключительно “этническими” интересами [10]. Таким образом, современная стадия на Западе, по мнению М.Хайслера, определяется в первую очередь природой современного демократического государства и его политического стиля. Этничность сместилась на периферию как политических, так и индивидуальноидентификационных процессов, в которых решающее значение имеют совсем другие факторы и влияния, порожденные интеграционными тенденциями в различных сферах общественной жизни. Традиционные формы этнической идентификации “иссякли”: в ситуации выбора координат самоопределения индивид прежде всего опирается на внеэтнические измерения своего бытия. Но все это, подчеркнем, говорится о Западе. Можно ли сказать о подобии описанных в статье процессов тем метаморфозам, которые |