Проверяемый текст
Скаковская Екатерина Леонидовна. Социальные параметры этничности (Диссертация 1999)
[стр. 44]

культурно-исторической сущности этничности ее политическим образом.
3.
Политизация этничности не может элиминировать ее культурноисторического содержания, поскольку политические ценности носят конкретно-социальный характер, а сущность этничности представляет ценности более высокого уровня, кореллирующиеся с общечеловеческими.
4.
Игнорирование культурно-исторической сущности этничности может приводить к росту напряженности внутри национальнотерриториальных образований, а также между ними.
Поэтомуможно утверждать, что многие проблемы в национальной сфере могли бы быть решены не за счет политизации этничности, а на основе федеральной политики, ориентированной на принцип национальнокультурной автономии.
Практическая реализация этого принципа в сочетании с развитием самоуправления помогла бы удовлетворить этнокультурные потребности народов, направить этничность в русло нормального развития, не выводя
се на арену политических спекуляций и провокаций, и избежать тем самым новой межнациональной напряженности, чреватой взрывоопасными конфликтами.
5.
В этой связи пропаганда “национальной идеи” является социальнопозитивной только как идеи свободного деполитизированного этнокультурного развития.
13.
Государство нация этничность.
Этнический фактор, безусловно, играет чрезвычайно важную роль в современной социальной жизни.
Об этом свидетельствуют многие события, происходящие на территории Советского Союза в независимых государствах, в ряде стран “дальнего зарубежья”.
Особая острота ситуации для народов распавшегося СССР определяется
гем обстоятельством, что в 44
[стр. 20]

1.2.
Государство нация этичность.
Этнический фактор, безусловно, играет чрезвычайно важную роль в современной социальной жизни.
Об этом свидетельствуют многие события, происходящие на территории Советского Союза в независимых государствах, в ряде стран “дальнего зарубежья”.
Особая острота ситуации для народов распавшегося СССР определяется
тем обстоятельством, что в стране, где еще каких-то 10-15 лет назад национальный вопрос провозглашался решенным “полностью и окончательно”, потрясения в национальной сфере стали поистине трагедией для десятков и сотен тысяч людей.
Сепаратистские амбиции, неоправданные просчеты в стратегии и тактике национальной политики добавили масла в огонь, и взвились в небо языки пламени межнациональной розни, потянулись по стране беженцы и переселенцы...
Этнический фактор сегодня становится “движителем” многих политических процессов, а стремление утвердить национальные ценности нередко приводит к насилию.
Объяснение данной проблемы можно увидеть в знаменитом определении Макса Вебера.
“Государство это такая организация внутри общества, которая владеет монополией на законное насилие” [1], идея в нем проста и притягательна: в хорошо организованных обществах, в каких большинство из нас живет или стремится жить, частное или групповое насилие считается беззаконием.
По мнению Эрнеста Геллнера [2], сам по себе конфликт не беззаконен, но его решение при помощи частного или группового насилия не допускается.
Насилие может применяться только центральной политической властью и геми, кому она дает такое право.
Из различных мер поддержания порядка крайняя мера сила может применяться только одной специально созданной, четко обозначенной, строго централизированной, дисциплинированной организацией

[стр.,49]

49 Во-первых, можно предположить, что этнический фактор не только не потеряет своей роли в социальной жизни народов России, но, напротив, преобразуясь в средство политической борьбы, усилит свое значение.
Особенно это относится к многонациональным регионам, где межнациональная напряженность существует или уже в явной форме, или пока латентно, на уровне определенных симптомов.
Во-вторых, политизация этничности вкупе с происходящим ухудшением материального положения может приводить к росту напряженности внутри национально-территориальных образований, а также между ними.
“Реальным становится обострение социально-политических конфликтов самых различных видов, которое может привести к смене власти в различных сценарных вариантах: перехода ее как к умеренным, возможно, религиозным группам, так и экстремистским националистическим, к лидерам как с феодалистическими, так и сепаратистскими намерениями” [16].
Однако представляется, что многие проблемы в национальной сфере могли бы быть решены за счет проведения такой федеральной политики, одним из главных элементов которой является принцип национально-культурной автономии.
Практическая реализация этого принципа в сочетании с развитием самоуправления помогла бы удовлетворить этнокультурные потребности народов, направить этничность в русло нормального развития, не выводя
ее на арену политических спекуляций и провокаций, и избежать тем самым новой межнациональной напряженности, чреватой взрывоопасными конфликтами.
Наконец, в-третьих, в условиях политической нестабильности и поляризации общества пропаганда “национальной идеи” может приводить на уровне массового сознания к вспышкам, которые хорошо известны из всей предыдущей истории.

[Back]