Проверяемый текст
Скаковская Екатерина Леонидовна. Социальные параметры этничности (Диссертация 1999)
[стр. 46]

своеобразным и важным продуктом социального разделения труда.
“Там, где нет разделения
труда, не может быть речи о государстве”.30 Но далеко не всякая специализация создает государство: государство это специализированная и концентрированная сила поддержания порядка.
Государство это институт или ряд институтов, основная задача которых (независимо от всех прочих задач) охрана порядка.
Государство существует там, где из стихии социальной жизни выделились специализированные органы охраны порядка, такие, как полиция и суд.
При этом не все общества оформлены государственно, из этого со всей очевидностью следует, что в таких
безгосударственных обществах проблема национализма не возникает.
“Если нет государства, естественно снимается вопрос о совпадении государственной границы с границами нации.

Л если нет государства, нет и правителей, а значит, вопрос об их национальности тоже сам собой отпадает.
Когда нет ни государства, ни правительства, не от кого требовать соблюдения принципа национализма.
Такое негосударственное устройство общества может, наверное, вызывать недовольство.
Но это уже другая проблема”.31
Человечество в своем историческом развитии прошло через три основных стадии: доаграрную, аграрную и индустриальную.
Племена, живущие охотой и собирательством, были и остаются слишком малочисленными, чтобы у них развился тот тип
политическою разделения труда, продуктом которого является государство.
Поэтому вопрос о государстве, постоянном специализированном институте охраны порядка,
для них нс существует.
Напротив, аграрные общества хотя и не все, но в большинстве своем -оформлены государственно.
Некоторые из этих государств сильны.
Некоторые слабы, одни деспотичны, другие строго законны.
Они очень различны по форме.
Аграрный период человеческой истории этот период, в который как бы
30 Геллнер Э.
Там же.
С.
29.
31 Гелл мер Э.
Там же.
С.
30.
46
[стр. 21]

21 внутри общества.
И как считает Эрнест Геллнер, “эта организация или совокупность организаций и есть государство”.
Однако основной принцип Макса Вебера может иметь применение именно в наше время, несмотря на его невероятный для обобщающего определения этноцентризм, явно берущий за образец централизованное государство западного типа.
Государство является исключительно своеобразным и важным продуктом социального разделения труда.
“Там, где нет разделения
груда, не может быть речи о государстве” [3].
Но далеко не всякая специализация создает государство: государство это специализированная и концентрированная сила поддержания порядка.
Государство это институт или ряд институтов, основная задача которых (независимо от всех прочих задач) охрана порядка.
Государство существует там, где из стихии социальной жизни выделились специализированные органы охраны порядка, такие, как полиция и суд.
При этом не все общества оформлены государственно, из этого со всей очевидностью следует, что в таких
безгосударствснных обществах проблема национализма не возникает.
“Если нет государства, естественно снимается вопрос о совпадении государственной границы с границами нации.

А если нет государства, нет и правителей, а значит, вопрос об их национальности тоже сам собой отпадает.
Когда нет ни государства, ни правительства, не от кого требовать соблюдения принципа национализма.
Такое негосударственное устройство общества может, наверное, вызывать недовольство.
Но это уже другая проблема”
[4].
Человечество в своем историческом развитии прошло через три основных стадии:
доахрарную, аграрную и индустриальную.
Племена, живущие охотой и собирательством, были и остаются слишком малочисленными, чтобы у них развился тот тип
политического разделения труда, продуктом которого является государство.
Поэтому вопрос о государстве, постоянном специализированном институте охраны порядка,


[стр.,22]

22 для них не существует.
Напротив, аграрные общества хотя и не все, но в большинстве своем оформлены государственно.
Некоторые из этих государств сильны.
Некоторые слабы, одни деспотичны, другие строго законны.
Они очень различны по форме.
Аграрный период человеческой истории этот период, в который как бы
само существование государства есть предмет выбора.
Более того, форма каждого государства крайне изменчива.
В эпоху охоты и собирательства такой выбор был еще невозможен.
В послеаграрный, индустриальный век этого выбора опять-таки нет; но теперь уже наличие, а не отсутствие государства обязательно.
Перефразируя Гегеля, скажем, что сначала ни у кого не было государства, затем оно появилось у некоторых и в конце концов оказалось у всех.
Форма, которую оно.
принимает, конечно, остается по-прежнему изменчивой.
Есть некоторые направления социальной мысли анархизм, марксизм, которые утверждают, что в особенности на индустриальном уровне развития государство необязательно, во всяком случае, при благоприятных условиях или при условиях, которые со временем неизбежно сложатся.
Есть очевидные и веские основания в этом усомниться: индустриальные общества огромны, и уровень жизни, который стал для них привычен (или который они всеми силами стремятся сделать привычными), зависит от невероятно сложного всеобщего разделения труда и кооперации.
Таким образом, проблема национализма не возникает, когда нет государства.
Из этого не следует, что эта проблема встает перед каждым государством.
Напротив, она встает только перед некоторыми государствами.
Определение нации связано с гораздо более серьезными трудностями, чем определение государства.
Хотя современный человек склонен воспринимать централизованное государство (и в частности централи

[Back]