Проверяемый текст
Скаковская Екатерина Леонидовна. Социальные параметры этничности (Диссертация 1999)
[стр. 59]

Среда жизни человека отличается от среды жизни животных качественно новым компонентом социальным.
Этот социальный компонент настолько полно пронизывает всю человеческую жизнь, что его постоянно
следует учитывать при любом аспекте отношений между существом и природой.
Но даже в принципиально новых ситуациях человек не оторван от природы.
Поэтому при всей важности социальных аспектов в проблеме взаимосвязей биологии человека с природной средой указанные взаимосвязи должны быть рассмотрены в первую очередь.
Функциональные аспекты культуры обычно рассматриваются как промежуточный компонент между человеком и природным окружением.
Данная схема достаточно проста, между средой и культурой существуют двусторонние связи, в ходе которого среда влияет на культуру, а культура воздействует на среду, аналогичная ситуация реализуется в системе взаимодействия культура-человек.
Более сложная ситуация существует в отношении среда-человек, т.к.
здесь влияния, будучи на деле двусторонними, применительно к интересующим нас проблемам
нс являются таковыми.
Человечество как биологический вид, конечно, принимает участие в круговороте вещества и энергии в природе, подобно всем другим биологическим видам, но специфика его не в этом, а в том, что он создает культуру и с ее помощью влияет на среду.
Человек, оставаясь биологическим видом, сохраняя природные особенности, сохраняет и собственные ареалы обитания, которые отличают испокон веков одни этносы от других.
За счет этого сохраняется видовое разнообразие, а, значит, и перспективы выживания.
Человек не в состоянии приспособиться к окружающей среде иначе, как создавая и воспроизводя постоянно искусственную среду обитания, свою вторую природу.
Только в ней удовлетворяются его естественные потребности.
При этом, как только одна потребность бывает удовлетворена, у человека возникает новая, требующая для своего удовлетворения новых
59
[стр. 95]

3.2.
Этническая унификация как признак антропологического кризиса.
Вера в бесконечный прогресс, считавшаяся до последнего времени неприкосновенной и непререкаемой догмой, перестает быть абсолютной и всеобщей.
Многие начинают понимать, что цивилизация, которой так гордятся современные люди, отнюдь не занимает привилегированного положения в мировой истории, и что ее может ожидать та же участь, которая ранее постигла множество других цивилизаций, исчезнувших в более или менее отдаленные эпохи.
В своей работе “Кризис современного мира” Рене Генон отмечает, что современный мир “достиг критической стадии своего развития, и что неизбежна его тотальная трансформация.
Такая трансформация, в свою очередь, предполагает радикальное изменение всего хода его развития, должное с необходимостью рано или поздно произойти, хотя и неизвестно, случится ли это по воле людей или помимо нее, внезапно или более или менее постепенно, в результате катастрофы или без нее” [1].
Таким же образом и идея о человеке как венце творения, воспринимавшаяся как выражение гордости человеческой, как дерзкое посягательство на не принадлежавшее ему место, давно стала тривиальной.
Люди так привыкли к своим действительно незаурядным деяниям, что перестали удивляться многому, что заслуживает удивления и забыли о своем недавнем первобытном прошлом.
Но люди, став людьми, не перестали быть животными и несут в своей телесной организации наследие далекого прошлого, а с ним и пережитки управляющих ими биологических законов.
Среда жизни человека отличается от среды жизни животных качественно новым компонентом социальным.
Этот социальный компонент настолько полно пронизывает всю человеческую жизнь, что его посто


[стр.,96]

96 янно следует учитывать при любом аспекте отношений между существом и природой.
Но даже в принципиально новых ситуациях человек не оторван от природы.
Поэтому при всей важности социальных аспектов в проблеме взаимосвязей биологии человека с природной средой указанные взаимосвязи должны быть рассмотрены в первую очередь.
Функциональные аспекты культуры обычно рассматриваются как промежуточный компонент между человеком и природным окружением.
Данная схема достаточно проста, между средой и культурой существуют двусторонние связи, в ходе которого среда влияет на культуру, а культура воздействует на среду, аналогичная ситуация реализуется в системе взаимодействия культура-человек.
Более сложная ситуация существует в отношении среда-человек, т.к.
здесь влияния, будучи на деле двусторонними, применительно к интересующим нас проблемам
не являются таковыми.
Человечество как биологический вид, конечно, принимает участие в круговороте вещества и энергии в природе, подобно всем другим биологическим видам, но специфика его не в этом, а в том, что он создает культуру и с ее помощью влияет на среду.
Человек, оставаясь биологическим видом, сохраняя природные особенности, сохраняет и собственные ареалы обитания, которые отличают испокон веков одни этносы от других.
За счет этого сохраняется видовое разнообразие, а, значит, и перспективы выживания.
Человек не в состоянии приспособиться к окружающей среде иначе, как создавая и воспроизводя постоянно искусственную среду обитания, свою вторую природу.
Только в ней удовлетворяются его естественные потребности.
При этом, как только одна потребность бывает удовлетворена, у человека возникает новая, требующая для своего удовлетворения новых
средств.
Поэтому никогда не прекратится процесс совер

[Back]