не должно ущемляться государственно-политическими границами. Нация без государства носит неполный характер, а государство неполно без нации. Изучая природу этнических конфликтов, ученые обнаружили, вопервых, что этничность одна из наиболее ранних форм социальной организации общества, появившаяся задолго до классов, сословий, политических объединений и др. Этнические конфликты древнейшая форма социальных конфликтов, сопровождающаяся всю человеческую историю. Во-вторых, что этничность не является предметом свободного выбора. В подавляющем большинстве случаев человек “выбирает” свою этническую принадлежность один раз на всю жизнь в процессе социализации, которой за редчайшими исключениями не являются осознанным. Данное явление очень характерно для многонациональных государств. Вместе в тем, в ходе исторического развития России национальная самоидентификация происходила в процессе доминирующего влияния русского этноса: представитель нацменьшинства, проживая на русской культурной среде, настолько впитывал в себя русские традиции, что становился большим националистом, чем ортодоксальные славянофилы. По всей вероятности, эта тенденция присуща всем крупным континентальным империям. В-третьих, поскольку этносы выступают территориально организованными структурами, этнические конфликты приобретают особую остроту, если их объекты имеют территориальный характер или территориальное происхождение (владение территорией, землей, богатством ее недр; территориальное устройство государства и др.). В-четвертых, этнические конфликты обладают поразительной способностью вовлекать в свою орбиту самые разные фрагменты социальной реальности, по своему происхождению далекие от этнических отношений, например, классовые, экономические, экологические, политические. К сожалению, проблеме человека в этнических отношениях в настоящее время уделяется очень мало внимания. Для отечественных 62 |
99 политическими границами. Нация без государства носит неполный характер, а государство неполно без нации. Изучая природу этнических конфликтов, ученые обнаружили, вопервых, что этничность одна из наиболее ранних форм социальной организации общества, появившаяся задолго до классов, сословий, политических объединений и др. Этнические конфликты древнейшая форма социальных конфликтов, сопровождающаяся всю человеческую историю. Во-вторых, что этничность не является предметом свободного выбора. В подавляющем большинстве случаев человек “выбирает” свою этническую принадлежность один раз на всю жизнь в процессе социализации, которой за редчайшими исключениями не являются осознанным. Данное явление очень характерно для многонациональных государств. Вместе в тем, в ходе исторического развития России национальная самоидентификация происходила в процессе доминирующего влияния русского этноса: представитель наименьшинства, проживая на русской культурной среде, настолько впитывал в себя русские традиции, что становился большим националистом, чем ортодоксальные славянофилы. По всей вероятности, эта тенденция присуща всем крупным континентальным империям. В-третьих, поскольку этносы выступают территориально организованными структурами, этнические конфликты приобретают особую остроту, если их объекты имеют территориальный характер или территориальное происхождение (владение территорией, землей, богатством ее недр; территориальное устройство государства и др.). В-четвертых, этнические конфликты обладают поразительной способностью вовлекать в свою орбиту самые разные фрагменты социальной реальности, по своему происхождению далекие от этнических отно 100 шений, например, классовые, экономические, экологические, политические. К сожалению, проблеме человека в этнических отношениях в настоящее время уделяется очень мало внимания. Для отечественных исследователей характерен подход к национальным отношениям и, особенно к национальным конфликтам, как к чему-то особенному, свойственному только нашей стране. “Национальная общность и отношения между нациями со всеми национальными и социальными проблемами их общественного развития это реальность в жизни современного человека. Запоздалое включение национального фактора в теорию и практику перестройки одна из причин непредсказуемого нарастания межнациональной напряженности [4]. И поэтому нас интересует отражение конфликта в сознании человека, так как для него он наступает именно как личный конфликт. А когда конфликты внутренние накладываются на многочисленные внешние, то это порождает серьезные личностные кризисы, экстрополирующие затем на социум. Новая экономическая действительность всколыхнула глубинные пласты психики на личностном и групповом уровнях, сделала необходимой смену статуса соборного, коллективного индивида на статус семейной, автономной личности. Возникают проблемы психического порядка, соотносящиеся со спецификой функционирования этнического самосознания, в понятие которого включается не только национальная идентификация, но и воззрения на характерные черты своего народа (“этностереотипы”), на его происхождение, историческое прошлое, культуру, в том числе традиции, нормы поведения, обычаи. Социальные перемены по-разному повлияли на процесс адаптации к новой жизни различных российских этнических групп, а также осложнили взаимоотношения между ними. |