исследователей характерен подход к национальным отношениям и, особенно к национальным конфликтам, как к чему-то особенному, свойственному только нашей стране. “Национальная общность и отношения между нациями со всеми национальными и социальными проблемами их общественного развития это реальность в жизни современного человека. Запоздалое включение национального фактора в теорию и практику перестройки одна из причин непредсказуемого нарастания межнациональной напряженности.38 И поэтому нас интересует отражение конфликта в сознании человека, так как для него он наступает именно как личный конфликт. А когда конфликты внутренние накладываются на многочисленные внешние, то это порождает серьезные личностные кризисы, экстрополирующие затем на социум. Новая экономическая действительность всколыхнула глубинные пласты психики на личностном и групповом уровнях, сделала необходимой смену статуса соборного, коллективного индивида на статус семейной; автономной личности. Возникают проблемы психического порядка, соотносящиеся со спецификой функционирования этнического самосознания, в понятие которого включается не только национальная идентификация, но и воззрения на характерные черты своего народа (“этностереотипы”), на его происхождение, историческое прошлое, культуру, в том числе традиции, нормы поведения, обычаи. Социальные перемены по-разному повлияли на процесс адаптации к новой жизни различных российских этнических групп, а также осложнили взаимоотношения между ними. Этносоциальный конфликт сознания актуализируется в настоящее время для таких общностей как нация. Зачастую, нация, государство и страна употребляются как синонимы, и хотя эти термины обозначают основной субъект мировой политики, между ними существуют определенные 38 63 Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального “Я”. М., 1991. С. 167. |
100 шений, например, классовые, экономические, экологические, политические. К сожалению, проблеме человека в этнических отношениях в настоящее время уделяется очень мало внимания. Для отечественных исследователей характерен подход к национальным отношениям и, особенно к национальным конфликтам, как к чему-то особенному, свойственному только нашей стране. “Национальная общность и отношения между нациями со всеми национальными и социальными проблемами их общественного развития это реальность в жизни современного человека. Запоздалое включение национального фактора в теорию и практику перестройки одна из причин непредсказуемого нарастания межнациональной напряженности [4]. И поэтому нас интересует отражение конфликта в сознании человека, так как для него он наступает именно как личный конфликт. А когда конфликты внутренние накладываются на многочисленные внешние, то это порождает серьезные личностные кризисы, экстрополирующие затем на социум. Новая экономическая действительность всколыхнула глубинные пласты психики на личностном и групповом уровнях, сделала необходимой смену статуса соборного, коллективного индивида на статус семейной, автономной личности. Возникают проблемы психического порядка, соотносящиеся со спецификой функционирования этнического самосознания, в понятие которого включается не только национальная идентификация, но и воззрения на характерные черты своего народа (“этностереотипы”), на его происхождение, историческое прошлое, культуру, в том числе традиции, нормы поведения, обычаи. Социальные перемены по-разному повлияли на процесс адаптации к новой жизни различных российских этнических групп, а также осложнили взаимоотношения между ними. 101 Этносоциальный конфликт сознания актуализируется в настоящее время для таких общностей как нация. Зачастую, нация, государство и страна употребляются как синонимы, и хотя эти термины обозначают основной субъект мировой политики, между ними существуют определенные различия. Понятие “нация” и не только в русском языке явно имеет этнический или популяционный оттенок. “Государство” часто трактуется как государственный аппарат или, во всяком случае, как совокупность институтов, основанные на принципе суверенитета. Вместе с тем существует понимание государства “как единства территории, населения и власти” [5]. “Страна” обладает скорее географическими коннотациями и воспринимается либо как “общий дом”, либо как “малая родина”. Каждый из названных терминов отражает определенный тип идентичности. Однако, даже в империях, “тюрьмах народов”, национальная (общенациональная) идентичность на поверку оказывается более прочной, чем государственная, т.е. правовая. Мало того, общенациональная идентичность нередко бывает прочнее этнической ( во всяком случае, в западных сообществах). Причина заключается в том, что общенациональная идентичность создается общими для всей нации культурными институтами, прежде всего системой образования, средствами массовой информации и другими институтами трансляции духовной культуры, а также единообразием институциональной организации во многих сферах экономической, политической и повседневной жизни. Сюда относятся единые нормы права, транспортная, информационная и финансовая инфраструктуры, система социального обеспечения. Огромное значение имеют единые образцы поведения т.е. обусловленное потребностями индустриального развития единообразие межгрупповых и даже межличностных отношений в сфере производства, образования; культуры и информации. Все это |