Проверяемый текст
Скаковская Екатерина Леонидовна. Социальные параметры этничности (Диссертация 1999)
[стр. 64]

различия.
Понятие “нация” и не только в русском языке явно имеет этнический или популяционный оттенок.
“Государство” часто трактуется как государственный аппарат или, во всяком случае, как совокупность институтов, основанные на принципе суверенитета.
Вместе с тем существует понимание государства “как единства территории, населения и власти”.39
“Страна” обладает скорее географическими коннотациями и воспринимается либо как “общий дом”, либо как “малая родина”.
Каждый из названных терминов отражает определенный тип идентичности.
Однако, даже в империях, “тюрьмах народов”.
Национальная (общенациональная) идентичность на поверку оказывается более прочной, чем государственная, т.е.
правовая.
Мало того, общенациональная идентичность нередко бывает прочнее этнической ( во всяком случае, в западных сообществах).
Причина заключается в том, что общенациональная идентичность
создастся общими для всей мании культурными институтами, прежде всего системой образования, средствами массовой информации и другими институтами трансляции духовной культуры, а также единообразием институциональной организации во многих сферах экономической, политической и повседневной жизни.
Сюда относятся единые нормы права, транспортная, информационная и финансовая инфраструктуры, система социального обеспечения.
Огромное значение имеют единые образцы поведения т.е.
обусловленное потребностями индустриального развития единообразие
межфупповых и даже межличностных отношений в сфере производства, образования; культуры и информации.
Все это
окончательно формирует культурные коды, которые и создают национальный жизненный стиль как реализацию единой системы национальной идентичности.
Иллюстрация тому возникшие на территории бывшего СССР независимые государства, которые в силу единообразия культурных,
39 64 Карсавин Л.
Государство и кризис демократии /1934/.// Новый мир, 1991, ЛЬ 1.
С.
23.
[стр. 101]

101 Этносоциальный конфликт сознания актуализируется в настоящее время для таких общностей как нация.
Зачастую, нация, государство и страна употребляются как синонимы, и хотя эти термины обозначают основной субъект мировой политики, между ними существуют определенные различия.
Понятие “нация” и не только в русском языке явно имеет этнический или популяционный оттенок.
“Государство” часто трактуется как государственный аппарат или, во всяком случае, как совокупность институтов, основанные на принципе суверенитета.
Вместе с тем существует понимание государства “как единства территории, населения и власти”
[5].
“Страна” обладает скорее географическими коннотациями и воспринимается либо как “общий дом”, либо как “малая родина”.
Каждый из названных терминов отражает определенный тип идентичности.
Однако, даже в империях, “тюрьмах народов”, национальная (общенациональная) идентичность на поверку оказывается более прочной, чем государственная, т.е.
правовая.
Мало того, общенациональная идентичность нередко бывает прочнее этнической ( во всяком случае, в западных сообществах).
Причина заключается в том, что общенациональная идентичность
создается общими для всей нации культурными институтами, прежде всего системой образования, средствами массовой информации и другими институтами трансляции духовной культуры, а также единообразием институциональной организации во многих сферах экономической, политической и повседневной жизни.
Сюда относятся единые нормы права, транспортная, информационная и финансовая инфраструктуры, система социального обеспечения.
Огромное значение имеют единые образцы поведения т.е.
обусловленное потребностями индустриального развития единообразие
межгрупповых и даже межличностных отношений в сфере производства, образования; культуры и информации.
Все это


[стр.,102]

102 окончательно формирует культурные коды, которые и создают национальный жизненный стиль как реализацию единой системы национальной идентичности.
Иллюстрация тому возникшие на территории бывшего СССР независимые государства, которые в силу единообразия культурных,
политических, социальных, экономических и прочих институтов образовали единое “постсоветское пространство”.
Поэтому общесоветская идентичность остается (и еще надолго остается) значимой, хотя бы в негативном смысле.
Построение новой идентичности в новосозданных государствах станет возможным лишь с преодолением советской идентичности точнее, с преодолением политических и социальных институтов, формировавших эту идентичность.
(Заметим в скобках, что общеамериканская идентичность в значительной мере сформирована транспортной инфраструктурой и системой банков, в том числе чрезвычайно мощной сетью АТМ автоматов по выдаче и приему наличных денег с помощью банковских карточек.
Не мистическое, а вполне реальное чувство принадлежности к дорожнотранспортной и финансовой системам постоянно подкрепляется, поскольку человек ежедневно, а то и ежечастно совершает стандартные действия по отношению к этим институтам.
Такая “общенациональная инфраструктурная идентичность”, судя по всему, гораздо сильнее, чем белая, черная, испанская и другие этнокультурные идентичности.
Она держит американскую нацию в состоянии достаточно надежного единства по крайней мере, на сегодняшний день.
Для большинства населения включенность в единую структуру производства и потребления намного важнее, чем идеи мистического патриотизма или этнического единства [6].
Для современной ситуации в России характерно резкое усиление роли этнического фактора.
В то же время, Европа обнаруживает устой

[Back]