американских географов, утверждает: “Пройдет 25-30 лет, и число государств мира увеличится процентов на пятьдесят. Более трехсот независимых стран появится на глобусе”. Джулиан Минджи, американский представитель комиссии по политической карте мира в Международном союзе географов, прогнозирует распад Австралии на четыре государства, образование нескольких новых независимых государств в Европе, распад России, полную перестройку политической карты Азии, исчезновение Канады как государства, изменение границ США. Тенденция на самоопределение станет преобладающей...”. К сожалению, можно с уверенностью сказать, что человечество вступило в новую этноконфликтную полосу своей истории, в которой будут доминировать локальные и региональные конфликты. Если этнический бунт в России закончится победой, возрождение нашей страны в качестве доминирующего фактора мировой политики представляется весьма проблематичным. Вместе с тем, если этнические структуры мононациональных государств будут постепенно разрушаться под давлением интегрирующих процессов цивилизации, человечество тоже обречено на медленное угасание, поскольку этническая организация человеческого вида структурирует и закрешшет его генетическое многообразие. Технократические тенденции порождают у личности потребности в некоторой психологической отдаленности от глобальной рациональности, движущей процессом научной модернизации. Этническая группа помогает избежать обезличивания и внутреннего распада, идентификация с ней подчеркиваетиндивидуальность личности в условиях универсализированного бытия. Опыт разных стран подтверждает, что процессы унификации и интеграции рано или поздно вызывают в качестве ответной реакции стремление к возрождению локального культурного партикуляризма, этнической и субэтнической идентичности. Консервативная и 68 |
105 ция на создание национального государства, то создаются почти идеальные условия для дестабилизации полиэтничных государств и возникновения конфликтов. По прогнозам некоторых ученых, сепаратизм и дезинтеграция государств будут играть важную роль в общественном процессе в обозримом будущем. Американский географ С.Коэн, в прошлом президент Ассоциации американских географов, утверждает: “Пройдет 25-30 лет, и число государств мира увеличится процентов на пятьдесят. Более трехсот независимых стран появится на глобусе”. Джулиан Минджи, американский представитель комиссии по политической карте мира в Международном союзе географов, прогнозирует распад Австралии на четыре государства, образование нескольких новых независимых государств в Европе, распад России, полную перестройку политической карты Азии, исчезновение Канады как государства, изменение границ США. Тенденция на самоопределение станет преобладающей...”. К сожалению, можно с уверенностью сказать, что человечество вступило в новую этноконфликтную полосу своей истории, в которой будут доминировать локальные и региональные конфликты. Если этнический бунт в России закончится победой, возрождение нашей страны в качестве доминирующего фактора мировой политики представляется весьма проблематичным. Вместе с тем, если этнические структуры мононациональных государств будут постепенно разрушаться под давлением интегрирующих процессов цивилизации, человечество тоже обречено на медленное угасание, поскольку этническая организация человеческого вида структурирует и закрепляет его генетическое многообразие. Технократические тенденции порождают у личности потребности в некоторой психологической отдаленности от глобальной рациональности, движущей процессом научной модернизации. Этническая группа 106 помогает избежать обезличивания и внутреннего распада, идентификация с ней подчеркивает индивидуальность личности в условиях универсализированного бытия. Опыт разных стран подтверждает, что процессы унификации и интеграции рано или поздно вызывают в качестве ответной реакции стремление к возрождению локального культурного партикуляризма, этнической и субэтнической идентичности. Консервативная и иррациональная с технократической точки зрения, такая реакция вполне логична и разумна, если рассматривать ее как ответ на гибридизацию, стандартизацию и унификацию массовой культуры, образа жизни, социальных институтов. И, к сожалению, для многих людей программа этнонационалистов привлекательна именно тем, что она нацелена не против перемен и модернизации, а скорее на сохранение отличительных особенностей своей культуры и “домашнего очага” в современном мире. Таким образом, этническая унификация может рассматриваться не просто как признак антропологического кризиса, но и как фактор, усугубляющий его. Поддержание этнического разнообразия, наоборот, будет способствовать успешному разрешению антропологических проблем, переходу к новому, более совершенному типу человека. Краткие выводы к главе 3. 1. Психо-эмоциональной основой этничности и ее составной частью является национальный характер. Инварианты национального характера неосознанно воспроизводятся из поколения в поколение, благодаря этно-исторической преемственности, трансмиссии не только ритуа |