Глава 3. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ЭТНИЧНОСТИ ЗЛ. Национальный характер как феномен этнической культуры Национальный характер самый “неуловимый” феномен этничности, хотя эти понятием пользуются и политики, и ученые, и писатели, зачастую имея ввиду различные проявления этнического сознания и поведения. Характер народа обнаруживается не в одних обычаях, но и в ситуативном самовыражении. Вот как Н. Гоголь описывает танцы различных народов: “Испанец пляшет не так как швейцарец, шотландец не так как француз, как азиатец... У одного танец говорящий, у другого бесчувственный, у одного бешенный, разгульный, у другого спокойный, у одного напряженный, тяжелый, у другого легкий, воздушный”. Социальная, профессиональная принадлежность также влияет на формирование характера. Особенно верно это, как отмечает В. Козлов46, относительно больших народов: русский крестьянин, купец, чиновник имели различный психический склад, а терские казаки были по своему складу ближе к народам Северного Кавказа, чем к поморам. Отличия эти сохраняются и по сей день: сибиряк не похож по своему поведению на волгаря, а питерский учитель на тамбовского фермера. Тем не менее существуют некоторые доминанты национального характера, которые относительно стабильны и модальны для большинства представителей одной этнической общности. Это понимание совпадает с употребляемым западными исследователями понятием базовой личности, под которой понимаются “те склонности, представления, способы связи с другими и т.п., которые делают индивида максимально восприимчивым к определенной культуре и идеологии и которые позволяют ему достигать адекватной 46 Козлов В.И. Этнос и культура. К проблеме соотношения национального и интернационального в этнофафическом изучении культуры. // Советская этнография, 1979, .N2 3. С. 66. 87 |
ГЛАВА 3. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЭТНИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. 3.1. Этничность: специфика формирования русского национальною характера. Национальный характер самый “неуловимый” феномен этничности, хотя эти понятием пользуются и политики, и ученые, и писатели, зачастую имея ввиду различные проявления этнического сознания и поведения. Характер народа обнаруживается не в одних обычаях, но и в ситуативном самовыражении. Вот как Н.В.Гоголь описывает танцы различных народов: “Испанец пляшет не так как швейцарец, шотландец не так как француз, как азиатец... У одного танец говорящий, у другого бесчувственный, у одного бешенный, разгульный, у другого спокойный, у одного напряженный, тяжелый, у другого легкий, воздушный”. Социальная, профессиональная принадлежность также влияет на формирование характера. Особенно верно это, как отмечает В.Козлов [1], относительно больших народов: русский крестьянин, купец, чиновник имели различный психический склад, а терские казаки были по своему складу ближе к народам Северного Кавказа, чем к поморам. Отличия эти сохраняются и по сей день: сибиряк не похож по своему поведению на волгаря, а питерский учитель на тамбовского фермера. Тем не менее существуют некоторые доминанты национального характера, которые относительно стабильны и модальны для большинства представителей одной этнической общности. Это понимание совпадает с употребляемым западными исследователями понятием базовой личности, под которой понимаются “те склонности, представления, способы связи с другими и т.п., которые делают |