религиозные верования и обычаи, язык, понимание истории, представление об общих предках, месте происхождения.54 Итак, если подытожить, то этническая культура проявляется в общих символах или традициях, которые усваиваются и передаются из поколения в поколение (культурная трансмиссия) благодаря общему языку, общей истории и общим предкам. Абсолютно разные обычаи, привычки, черты характера на уровне массового сознания интерпретируются именно как традиции, собственно и формирующие образ жизни. Вместе с тем, традиции, обычаи как бы и не фиксируются человеком, растворяясь в некоем автоматизме привычного набора и действий. В научных терминах традиция трактуется как “выраженный в социально организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах”.'5 Традиции в отличие от обрядов (ритуалов) следует рассматривать как видоизменяющееся динамическое явление. По мнению С.А Арутюнова, “любая традиция это бывшая инновация, и любая инновация в потенции будущая традиция. В самом деле, ни одна традиционная черта не присуща любому обществу искони, она имеет свое начало, откуда-то появилась, следовательно, некогда была инновацией. И то, что мы видим как инновацию, либо не приживется в культуре, отомрет и забудется, либо приживется, со временем перестанет смотреться как инновация, а значит, станет традицией”.56 В свою очередь, обряды (ритуалы) это стереотипные формы массового поведения, которое выражается в повторении стандартизированных действий и выступают в качестве эффективного средства социального регулирования: поддерживая определенную иерархию ',А 13е Уо$ О. Там же. р. 9. 55 Маркарян Э.С. 11роблемы культурных традиций. // Советская этнография, 1981, № 2. С. 17. 56 Арутюнов С.А. Народы и культура, развитие и взаимодействие. М., 1989. С. 160. 92 |
75 Для обозначения общих культурных черт все эти исследователи чаще всего пользуются понятием “традиции’', которые включают в себя “народные религиозные верования и обычаи, язык, понимание истории, представление об общих предках, месте происхождения [9]. Итак, если подытожить, то этническая культура проявляется в общих символах или традициях, которые усваиваются и передаются из поколения в поколение (культурная трансмиссия) благодаря общему языку, общей истории и общим предкам. Абсолютно разные обычаи, привычки, черты характера на уровне массового сознания интерпретируются именно как традиции, собственно и формирующие образ жизни. Вместе с тем, традиции, обычаи как бы и не фиксируются человеком, растворяясь в некоем автоматизме привычного набора и действий. В научных терминах традиция трактуется как “выраженный в социально организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах” [10]. Традиции в отличие от обрядов (ритуалов) следует рассматривать как видоизменяющееся динамическое явление. По мнению С.А.Арутюнова, “любая традиция это бывшая инновация, и любая инновация в потенции будущая традиция. В самом деле, ни одна традиционная черта не присуща любому обществу искони, она имеет свое начало, откуда-то появилась, следовательно, некогда была инновацией. И то, что мы видим как инновацию, либо не приживется в культуре, отомрет и забудется, либо приживется, со временем перестанет смотреться как инновация, а значит, станет традицией” [11]. В свою очередь, обряды (ритуалы) это стереотипные формы массового поведения, которое выражается в повторении стандартизированных действий и выступают в качестве эффективного средства социально |