социальных статусов они способствуют интериоризации групповых норм и ценностей, установлению групповой солидарности, снятию эмоциональных напряжений, утверждению социальной значимости таких жизненных состояний, как рождение человека наступление половой зрелости, вступление в брак, смерть.5' Таким образом, содержание психических процессов даже у отдельно взятого индивида, не говоря уже о целых народах, определяется, главным образом, социально-культурными условиями” ,* 58 Анализируя национальный характер И .С. Кон справедливо замечает, что существование национальной культуры еще не определяет обязательное наличие национально-специфических черт у отдельной личности, он утверждает, что национально-специфической является лишь вся совокупность определенных психических черт, но ни одна из этих черт, взятая в отдельности, не является уникальной, она может встречаться и у других народов.59 Можно сказать, что этническая определенность структуры личности есть результат “интериоризации этнокультурных ценностей” (Седова Н.Н.). При этом личность способна зафиксировать основные закономерности и тенденции развития наций вообще и своей конкретной нации, а с другой стороны, она является носителем специфических национальнопсихологических черт, сложившихся под влиянием традиций, обычаев данной нации. Нельзя забывать также о том, что существует идентификация индивида с собственной нацией, которая дает предпочтение в осознании именно ее конкретных признаков по сравнению с восприятием отличительных особенностей других наций. На мировоззренческом уровне па основе такой идентификации у личности могут формироваться /и формируются/ оценочные суждения, фиксирующие личное предпочтение собственной нации как сс объективные преимущества перед другими. 5 Маркарян Э.С. Там же. С. 21. 58 Седова Н.Н. Человек-этнический. Волгоград, 1994. С. 17. ^ Кон И.С. К проблеме национального характера. / История психологии. М., 1971. С. 139. 93 |
76 го регулирования: поддерживая определенную иерархию социальных статусов, они способствуют интериоризации групповых норм и ценностей, установлению групповой солидарности, снятию эмоциональных напряжений, утверждению социальной значимости таких жизненных состояний, как рождение человека наступление половой зрелости, вступление в брак, смерть [12]. Таким образом, содержание психических процессов даже у отдельно взятого индивида, не говоря уже о целых народах, определяется, главным образом, социально-культурными условиями” [13]. Анализируя национальный характер И.С.Кон [14] справедливо замечает, что существование национальной культуры еще не определяет обязательное наличие национально-специфических черт у отдельной личности, он утверждает, что национально-специфической является лишь вся совокупность определенных психических черт, но ни одна из этих черт, взятая в отдельности, не является уникальной, она может встречаться и у других народов. Можно сказать, что этническая определенность структуры личности есть результат “интериоризации этно-культурных ценностей” (Седова Н.Н.). При этом личность способна зафиксировать основные закономерности и тенденции развития наций вообще и своей конкретной нации, а с другой стороны, она является носителем специфических национальнопсихологических черт, сложившихся под влиянием традиций, обычаев данной нации. Нельзя забывать также о том, что существует идентификация индивида с собственной нацией, которая дает предпочтение в осознании именно ее конкретных признаков по сравнению с восприятием отличительных особенностей других наций. На мировоззренческом уровне на основе такой идентификации у личности могут формироваться (и формируются) оценочные суждения, фиксирующие личное пред |