Проверяемый текст
Скаковская Екатерина Леонидовна. Социальные параметры этничности (Диссертация 1999)
[стр. 97]

имели нс только семейный, но и общественный характер.
Одна из особенностей традиционного похоронного обряда России преимущественно на Севере развитие похоронных причитаний в самостоятельный и значительный жанр.
Народное искусство также многослойно и разнохарактерно
но своему характеру.
Оно имело в основном прикладной характер, но в вместе с тем выработало значительные художественные ценности.
В определенном смысле этнополитическая история России это история пространственного расширения первоначальной этнической территории восточных славян на север и восток, где естественной преградой дальнейшему продвижению стали океаны Северный Ледовитый и Тихий.
Не случайно в формировании исторического “лица” наших соотечественников столь значимую роль сыграли землепроходцы, калики перехожие, странники и прочие вольные люди, для которых более естественной формой существования было не устроение дома, а продолжение пути.
Путь-дорога стала одним из национальных символов.
В статье “О национальном характере русских” Д.С.
Лихачев
вспоминает “поразительный по верности” образ России как женщины, сидящей “при пути в задумчивой позе”, сложившийся у Максима Грека, приехавшего в Россию на рубеже ХУ 1 вв.61 На протяжении многих веков создавались прекрасные произведения иностранных архитекторов и художников, которые трудились в России.
Принося на русскую землю чужие навыки мастерства, чужие стили, они усваивали русское понимание, русское ощущение пространства.
Так возникает русско-европейский Петербург, европейская столица, в которой дома не теснятся, а стоят на вольном просторе.
Внешнее пространство символически выявляет внутреннюю широту как своеобразную аксиому отношения к миру.
Так возникает Петр Великий работы Фальконе,
61 Лихачев Д.С.
О национальном характере русских.
// Вопросы философии.
1990.
№ 4.
С.
14.
97
[стр. 80]

80 рю от монгольского хана.
Чай пьют с коврижками, пряниками, баранками и т.д.
Это стало национальной традицией.
Но существуют напитки, русский приоритет которых не вызывает сомнения.
Они имеют общую черту всегда натуральное сырье и питательная ценность.
Речь идет о меде, квасе и сбитне.
А качестве обрядовых блюд бывали курники и караваи (на свадьбе) фигурное печенье (коровки, козюли), крашеные яйца, пасха, куличи (на пасху), кутья, блины и кисели (на поминки).
Обязательно соблюдались посты.
Семейные обряды в прошлом отличались развитостью и богатым фольклорным сопровождением.
Например, родильные и похоронные обряды имели не только семейный, но и общественный характер.
Одна из особенностей традиционного похоронного обряда России преимущественно на Севере развитие похоронных причитаний в самостоятельный и значительный жанр.
Народное искусство также многослойно и разнохарактерно
по своему характеру.
Оно имело в основном прикладной характер, но в вместе с тем выработало значительные художественные ценности.
В определенном смысле этнополитическая история России это история пространственного расширения первоначальной этнической территории восточных славян на север и восток, где естественной преградой дальнейшему продвижению стали океаны Северный Ледовитый и Тихий.
Не случайно в формировании исторического “лица” наших соотечественников столь значимую роль сыграли землепроходцы, калики перехожие, странники и прочие вольные люди, для которых более естественной формой существования было не устроение дома, а продолжение пути.
Путь-дорога стала одним из национальных символов.
В статье “О национальном характере русских” Д.С.
Лихачев
[16] вспоминает

[стр.,81]

81 “поразительный по верности” образ России как женщины, сидящей “при пути в задумчивой позе”, сложившийся у Максима Грека, приехавшего в Россию на рубеже XVI вв.
На протяжении многих веков создавались прекрасные произведения иностранных архитекторов и художников, которые трудились в России.
Принося на русскую землю чужие навыки мастерства, чужие стили, они усваивали русское понимание, русское ощущение пространства.
Так возникает русско-европейский Петербург, европейская столица, в которой дома не теснятся, а стоят на вольном просторе.
Внешнее пространство символически выявляет внутреннюю широту как своеобразную аксиому отношения к миру.
Так возникает Петр Великий работы Фальконе,
скульптура, о которой историками искусства давно сказано, что это лучшая конная статуя XVIII в., в ней иконографический тип наделяется свойствами внутренней широты и свободы.
Иноземный скульптор становится русским художником, пораженный этим иным отношением к пространству, иным осмыслением пространственности.
Поэтизация образа “человека в пути” как в художественной литературе (“Очарованный странник”, “Мертвые души”), так и в фольклоре (“Не бойся дороги были бы кони здоровы”), безусловно, отражает существенные черты русского национального самосознания.
Даже маргинальность современного “бомжа” (напомним, человека без определенного места жительства), как ни дискуссионна эта аналогия, вполне вписывается в культурно-исторический стереотип коллективного поведения русских.
Огромность русских земель издавна расценивалась историками (в частности, в переписке Екатерины II с французскими просветителями) как причина особого политического развития страны, как важнейший этно-психологический фактор, обуславливающий “власть пространства” над русским мировосприятием.
“Русская душа”, по мнению Н.Бердяева

[Back]