Проверяемый текст
Скаковская Екатерина Леонидовна. Социальные параметры этничности (Диссертация 1999)
[стр. 99]

стяжания золота и серебра в такой степени, как другие народы.
Такое воздержание сообщило также справедливости этим людям,
нс алчущим чужого добра...”.
Разумеется, как и все прочие славянские племена принимали участие в набегах и войнах, захватывали добычу, брали в плен.
Однако в основе большей части этих битв, если проследить летопись, лежали не столько грабительско-захватнические мотивы, сколько интересы отчего дома и заботы о Земле русской...
Мы все же оказывались народом аскезы и веры (порой наивной), нежели алчности и господства.
По мере того как, мужая в битвах и трудах, Русь укреплялась, менялось и отношение к ней.
“Колосс на глиняных ногах”, как сказал о русских Дидро, оказался на поверку былинным богатырем, превосходящим доблестью и мужеством Сида, Тариэла и Зигфрида, вместе взятых.
Тогда-то в сознании европейцев и стало исподволь укрепляться настороженно-опасливое отношение к восточному гиганту.
Британская энциклопедия писала о нас как о расе грубых, порочных и пьяных дикарей (1782).

Трудно сказать с каких времен (возможно еще с Рюрика, Синеуса, Трувора) утвердился в умах народов, граничащих с Русью, опасный стереотип.
Но, не существует ни одного исторического народа, который бы в тот или иной период не повернулся к человечеству своей дикой физиономией, не проявил себя угнетателем.
Очевидно, причины неприязни к русскому народу иного свойства, стратегического и национальнокультурного.
Уступая другим народам в тех или иных элементах культуры (образование, печать, организация быта), Русь оставалась верна духовности, своеобразию своего пути развития.
Она не захотела покоряться чужеземной силе.
Все захватчики кончали плохо.
Пала империя Чингисхана.
На грани истребления было Великое княжество Литовское.
Так или иначе с неумолимой последовательностью были разгромлены и изгнаны немецкие рыцари, поляки, шведы, французы.

99
[стр. 82]

82 [17], “ушиблена ширью, она не видит границ, и эта безграничность не освобождает, а порабощает ее”.
Кроме того, русский народ, по свидетельству историков [18] провоевал за национальную независимость почти две трети своей жизни.
Это во многом сформировало психологию русского человека, государственное устройство, быт.
Русский народ таков, каким его делает история.
Ему издавна свойственны черты, отличающиеся некоторым своеобразием (простота нравов, отсутствие тяги к откровенному стяжательству и корыстолюбию, извечное, порой, болезненное стремление к справедливости).
Греческий апологет христианства Юстин писал о наших предках: “Они не алчут стяжания золота и серебра в такой степени, как другие народы.
Такое воздержание сообщило также справедливости этим людям,
не алчущим чужого добра...”.
Разумеется, как и все прочие славянские племена принимали участие в набегах и войнах, захватывали добычу, брали в плен.
Однако в основе большей части этих битв, если проследить летопись, лежали не столько грабительско-захватнические мотивы, сколько интересы отчего дома и заботы о Земле русской...
Мы все же оказывались народом аскезы и веры (порой наивной), нежели алчности и господства.
По мере того как, мужая в битвах и трудах, Русь укреплялась, менялось и отношение к ней.
“Колосс на глиняных ногах”, как сказал о русских Дидро, оказался на поверку былинным богатырем, превосходящим доблестью и мужеством Сида, Тариэла и Зигфрида, вместе взятых.
Тогда-то в сознании европейцев и стало исподволь укрепляться настороженно-опасливое отношение к восточному гиганту.
Британская энциклопедия писала о нас как о расе грубых, порочных и пьяных дикарей (1782).


[стр.,83]

83 Трудно сказать с каких времен (возможно еще с Рюрика, Синеуса, Трувора) утвердился в умах народов, граничащих с Русью, опасный стереотип.
Но, не существует ни одного исторического народа, который бы в тот или иной период не повернулся к человечеству своей дикой физиономией, не проявил себя угнетателем.
Очевидно, причины неприязни к русскому народу иного свойства, стратегического и национальнокультурного.
Уступая другим народам в тех или иных элементах культуры (образование, печать, организация быта), Русь оставалась верна духовности, своеобразию своего пути развития.
Она не захотела покоряться чужеземной силе.
Все захватчики кончали плохо.
Пала империя Чингисхана.
На грани истребления было Великое княжество Литовское.
Так или иначе с неумолимой последовательностью были разгромлены и изгнаны немецкие рыцари, поляки, шведы, французы.

Не случаен многовековой интерес европейцев.
Манили сказочные богатства и огромные просторы.
Кроме того, Европа вполне естественно стремилась в Азию, как и Россия в Европу.
Особенно интересен и поучителен в этом смысле опыт немцев.
Германия и Россия издавна тяготеют друг к другу.
В нашей стране немец всегда видел не мифическое, а материальное воплощение богатств (лес, пушнина и т.д.).
Знаменитый А.
Гумбольт признавался в письме к Е.
Канкрину: “Урал и Арарат, который скоро будет русским, даже озеро Байкал носятся передо мной, как заветные образы”.
В свою очередь русским привлекали в Германии знаменитые немецкие университеты, ученые, промышленные центры.
Немецкое культурное влияние сыграло позитивную роль в становлении и развитии российского образования, науки, техники.
И.С.Тургенев закончил роман “Отцы и дети” довольно типичной для своего времени сценой: описанием русских физиков и химиков, “которыми наполнен Гейдельберг”.

[Back]