Проверяемый текст
Рыбаковский Л.Л. Практическая демография. 2005.
[стр. 264]

ГЛАВА 5.
ПРОГНОЗ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕГИОНАХ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ.
5.1.
Методика прогнозирования параметров демографической динамики на среднесрочную перспективу.
Неотъемлемой частью характеристики демографической ситуации является прогноз сложившихся тенденций и оценка их последствий с точки зрения динамики численности населения и его структур.
Цель такого прогноза показ возможных неблагоприятных или опасных последствий, для избежания которых необходимы определенные меры.
Среди наиболее распространенных прогнозов перспективные расчеты численности российского
населения при условии сохранения сложившихся тенденций рождаемости и смертности, которые свидетельствуют о неизбежном исчезновении в исторически краткие сроки (в пределах 100 лет) российского народа при отсутствии внешней миграции.
Если же масштабы миграции будут такими, которые компенсируют естественную убыль, то российский народ тоже исчезнет, поскольку в такие исторически короткие сроки мигранты не ассимилируются в постоянном населении, а просто заменят его.
Единственный метод, который позволяет получить прогноз не только общей численности населения, но и его возрастно-половой структуры, является метод компонент, или метод передвижки возрастов.
В настоящем разделе рассмотрим те вопросы, которые касаются оценки последствий сложившихся тенденций.
Первое и главное последствие сокращение не только общей численности населения, но и его трудового потенциала, т.е.
контингентов в границах трудоспособного возраста.
При этом, не только численность потенциальных работников станет меньше, но и их возрастной состав станет старше с
Д w очевидными позитивными (опыт, квалификация) и негативными (консерватизм, снижение инициативы, нежелание перемен) последствиями.
264
[стр. 116]

Глава 7.
Демографическая ситуация 230 7.3.
Прогноз тенденций и оценка последствий 231 го миграционного обмена Москва получает наряду с высокой доли молодежи еще и повышенную долю людей старше трудоспособного возраста.
С точки зрения этнического состава населения Москвы, миграция играет заметную роль, влияя на сокращение доли русских (с 90,5% в 1994 г.
до 84,8% в 2002 г.), стабилизацию доли украинцев и белорусов и рост доли кавказских народов: азербайджанцев, армян, грузин.
Оценивая этот процесс важно иметь в виду не только численный рост отдельных этнических групп, но и характер их расселения, свидетельствующий о степени интеграции в городскую среду.
Определяя в целом демографический вклад постоянной миграции, следует учитывать, что в количественном отношении ее роль далеко не ведущая: естественную убыль постоянного населения Москвы за 1992-2003 г.
в 725 тыс.
человек этот источник миграции компенсировал примерно на 60%.
Наиболее значительно и наименее однозначна демографическаярольвременноймиграции,котораяопределяется ее значительными масштабами (по итогам 2002 г.
— более 1,2 млн.
человек, или около 12% постоянного населения города) и разнородным составом.
Трудовая миграция, как легальная, так и нелегальная (масштабы которой по оценкам от 2 до 6 раз выше легальной составляющей), в основном, соответствует структуре потребностей в рабочей силе предприятий и организаций, ориентированной преимущественно на рабочих, занятых физическим трудом, а потому ее определяют мужчины (85-90%) активных трудоспособных возрастов (30-49 лет — 50-65%).
Второй по значению поток временной миграции — это учебная миграция, представители которой составляют около 9% его зарегистрированной части.
Эту категорию можно назвать идеальной с точки зрения демографических (возраст) и социальных (высокий уровень образования, адаптационного ресурса) параметров для пополнения численности населения города.
Источник вынужденной миграции, из-за административных ограничений, которые были введены в начале 1990-х гг., является достаточно ограниченным, и с демографической точки зрения его значимость определяется не количественными а качественными параметрами: более старой возрастной структурой в сравнении с другими потоками из-за семейного характера вынужденной миграции; более высоким уровнем образования в сравнении с населением города; преобладанием русских (45%), покинувших районы межнациональных конфликтов как на территории России (Чеченская республика), так и бывших республик СССР (Казахстан, Грузия, Узбекистан, Таджикистан).
Как реальный потенциал пополнения населения Москвы в среднесрочной перспективе можно рассматривать маятниковую миграцию, значимость которой определяется колоссальными масштабами (численность «дневного» населения города составляет примерно 11,0-11,5 млн.
человек, превышая численность постоянных жителей на 2,5-3,0 млн.
человек) и значительным удельным весом в ее составе высококвалифицированных специалистов вследствие потери ими работы в подмосковных научных и промышленных центрах.
7.3.
Прогноз тенденций и оценка последствий Неотъемлемой частью характеристики демографической ситуации является прогноз сложившихся тенденций и оценка их последствий с точки зрения динамики численности населения и его структур.
Цель такого прогноза — показ возможных неблагоприятных или опасных последствий, для избежания которых необходимы определенные меры.
Среди наиболее распространенных прогнозов — перспективные расчеты численности российского


[стр.,117]

Глава 7.
Демографическая ситуация 232 7.3.
Прогноз тенденций и оценка последствий 233 населения при условии сохранения сложившихся тенденций рождаемости и смертности, которые свидетельствуют о неизбежном исчезновении в исторически краткие сроки (в пределах 100 лет) российского народа при отсутствии внешней миграции.
Если же масштабы миграции будут такими, которые компенсируют естественную убыль, то российский народ тоже исчезнет, поскольку в такие исторически короткие сроки мигранты не ассимилируются в постоянном населении, а просто заменят его.
Единственный метод, который позволяет получить прогноз не только общей численности населения, но и его возрастно-половой структуры, является метод компонент, или метод передвижки возрастов.
В настоящем разделе рассмотрим те вопросы, которые касаются оценки последствий сложившихся тенденций.
Первое и главное последствие — сокращение не только общей численности населения, но и его трудового потенциала, т.е.
контингентов в границах трудоспособного возраста.
При этом, не только численность потенциальных работников станет меньше, но и их возрастной состав станет старше с
очевидными позитивными (опыт, квалификация) и негативными (консерватизм, снижение инициативы, нежелание перемен) последствиями.
Понятно, что с учетом потребностей развития экономики страны это означает необходимость дополнительного привлечения трудовых мигрантов.
Второе важнейшее последствие — это изменение соотношения основных возрастных групп населения за счет уменьшения доли детей и подростков (в результате долгосрочного снижения рождаемости) и увеличения доли пожилых людей, что в свою очередь, потребует принципиальной перестройки всех без исключения отраслей социальной инфраструктуры в направлении удовлетворения потребностей пожилых.
Системе здравоохранения, образования, культуры, досуга, социальной поддержки и т.д.
придется пересмотреть соотношение врачей и коек (детских и геронтологических); общеобразовательных школ и системы переобучения для пожилых; молодежных дискотек и системы культурного досуга пенсионеров.
Пенсионная система уже начала перестраиваться с распределительных принципов на принцип накопительных страховых взносов, учитывая текущее сокращение численности трудоспособного населения и грядущее увеличение пенсионеров, однако при условии сохранения сложившихся тенденций этот процесс необходимо будет ускорить, что потребует дополнительных средств.
Третье следствие — отсутствие механизмов сглаживания колоссальных деформаций возрастно-половой структуры российского населения, порожденных социальной историей страны: репрессиями; войной; значительным оттоком российской молодежи в бывшие республики Советского Союза в целях экономического развития этих регионов; непродуманными мерами социальной политики, породившими всплески рождаемости и смертности.
Эхо демографических волн при сохранении сложившихся уровней рождаемости и смертности будет сказываться в масштабах поколений.
Следующее следствие — фиксирование диспропорций населения по полу, которые обусловлены значительной сверхсмертностью мужчин во всех возрастах, начиная с детства и кончая старостью.
В свою очередь, эта проблема чревата разнородными последствиями, такими как: сохранение традиций ранней брачности и рождаемости при наличии социально и экономически незрелых молодых семей; раннее овдовение; увеличение числа неполных семей, в том числе воспитывающих детей; отказ от рождения большего числа детей, в том числе из-за высокой вероятности распада семьи вследствие смерти мужа и т.д.

[Back]