Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 121]

социальных акторов.
Эмпирически энергия распада существует в форме потоков вынужденных переселенцев, беженцев, бездомных, безработных, действий неопознанных вооруженных формирований, носителей афганского, чеченского и других синдромов, выступает в форме межэтнических конфликтов, локальных войн, криминальных разборок, заказных убийств и массового терроризма.
В российском обществе формируется повышенная терпимость к риску во всех его проявлениях.
Парадоксальным образом базовый нормативный идеал такого общества, согласно О.
Яницкому, составляет именно безопасность, понимаемая как простое физическое выживание или как сохранение накопленного и ранее приобретенного.
Чем более терпимо общество относится к риску, тем более оно идеализирует состояние безопасности как нечто труднодостижимое.
В таком мировоззрении все воспринимается как потенциально опасное, общество понимается как «война всех против всех».
Любой Другой воплощает не возможную помощь, а потенциальную опасность, и экзистенциальное недоверие превращается в универсальный паттерн отношения к партнеру по взаимодействию.
Мир поляризуется на «своих» и «чужих».
Безопасность группы как нормативный идеал стимулирует стремление к сплоченности, а интеграция достигается поиском общего врага источника опасности, причем практикуется “осуждающая модель опасности”, о которой писала М.
Дуглас.
В обществах, попавших в такую ситуацию, имеет место аксиологический вакуум, образующийся в силу расшатывания традиционно устоявшейся системы ценностей.
Состояние аксиологического вакуума характеризуется прежде всего общим снижением ценностного статуса морали, нравственности, размытостью ориентиров в понимании добра и зла.
Упадок социального авторитета традиционных ценностей сопряжен с общим разочарованием, личностной
121
[стр. 200]

т ва, в России уклонение от налогов составляет 90% общей суммы предполагаемого сбора, а по подоходному налогу может быть и выше1.
Отсюда можно сделать вывод о массовой криминализации общества.
Согласно опросу госслужащих и представителей региональных элит, проведенному В.
Бойковым в 1999 г., уровень'Исполнения федеральных Законов в области экономиче• ской деятельности составляет 14-16% (столько процентов чиновников различных уровней считают, что эти законы в основном исполняются), а в области социальных прав 6-10%.
К тому же 90% госслужащих и представителей политической элиты считают, что федеральные институты исполнительной власти утратили контроль за положением дел в стране2.
Если же попытаться провести более глубокий социокультурный анализ состояния нынешнего российского общества, становится очевидным, что негативные процессы зашли здесь очень далеко.
Общеизвестно, что состояние ценностного вакуума характеризуется прежде всего общим * снижением в системе ценностей статуса морали, нравственности, размытостью ориентиров в понимании добра и зла.
Упадок социального авторитета традиционных ценностей сопряжен с общим разочарованием, личностной
резигнацией, профанизацией идеи личной ответственности и личного выбора.
Показательно, что подавляющее большинство населения прочно утратило интерес к морально-этической проблематике, нравственным поискам.
Многолетние исследования ВЦИОМа фиксируют интерес к проблеме нравственности только у 10-14% жителей страны.
И данные других исследований свидетельствуют, что за последнее десятилетие по большинству включенных в сопоставление позиций действительно наблюдается сужение сферы распространения моральных норм.
В первую очередь это касается норм гражданской морали, опирающейся на честность и законопослушание.
Например, за рассматриваемый период 1Сегодня.
1999.
16 марта.
2Сегодня.
1999.11 марта.
202

[Back]