Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 122]

резигнацией, профаиизацией идеи личной ответственности и личного выбора.
Показательно, что подавляющее большинство населения прочно утратило интерес к морально-этической проблематике, нравственным поискам.

Также возникает и правовой вакуум как отсутствие адекватных стремительно усложняющейся действительности законов.
А.Малиновский пишет по этому поводу: “Этот временной разрыв между правом необходимым и правом наличным, когда общество стремительно усложняется и развивается, а право остается на месте, и является основной причиной возникновения правового
вакуума”.116 Этот же исследователь связывает образование правового вакуума с экономическими и политическими преобразованиями в России 1990-х годов.
Во-первых, в связи с архаизацией и отмиранием правоотношений советского общества принципиально устаревает и законодательство, регламентирующее не существующие ныне отношения.
Остается значительное число не действующих норм,
у которых исчез объект регламентации.
Ряд ранее актуальных норм запретительного характера
отенястся, поскольку препятствует развитию новых экономических отношений: собственности, предпринимательства, коммерции, спекуляции и др.
Во-вторых, общественные отношения в новых условиях изменяют свое содержание (директивные становятся контрактными и т.п.), что требует изменения соответствующих правовых оснований и форм регламентации, принятия изменений, поправок и дополнений к действующему законодательству, что не достигается в полной мере.
В-третьих, формирование принципиально новых общественных отношений также порождает правовой вакуум, поскольку разработать и принять непротиворечивое, сбалансированное и эффективное 116 Малиновский А.А.
Правовой вакуум новый термин юридической науки // Государство и право.
1997.
№2.
С.109.

122
[стр. 54]

изменения, тем успешнее процесс институциональной трансформации; напротив, рассогласованность динамики таких изменений может существенно затруднить институциональные преобразования вплоть до извращения их сути.
Так, согласно исследованиям В.
Радаева1, специфическую особенность современного социального пространства России составляет деформализация формальных правил и доминирование в социальной практике неформальных норм «живой» правовой культуры, что ведет к образованию институциональных вакуумов.
В частности, возникает правовой вакуум как отсутствие адекватных стремительно усложняющейся действительности законов.
А.Малиновский пишет по этому поводу: “Этот временной разрыв между правом необходимым и правом наличным, когда общество стремительно усложняется и развивается, а право остается на месте, и является основной причиной возникновения правового
вакуума”2.
Этот же исследователь связывает образование правового вакуума с экономическими и политическими преобразованиями в России 1990-х годов.
Во-первых, в связи с архаизацией и отмиранием правоотношений советского общества принципиально устаревает и законодательство, регламентирующее не существующие ныне отношения.
Остается значительное число недействующих норм,
лишившихся объекта регламентации.
Ряд ранее актуальных норм запретительного характера
отменяется, поскольку препятствует развитию новых экономических отношений.
Во-вторых, сам характер общественных отношений в новых условиях меняется (директивные становятся контрактными и т.п.), что требует изменения соответствующих правовых оснований и форм регламентации, принятия изменений, поправок и дополнений к действующему законодательству.
А это не достигается в полном объеме.
1Радаев В.
Деформализация правил игры и уход от налогов в российской хозяйственной деятельности //Вопросы экономики.
2001.
№6.
С.60-79.
2Малиновский А.А.
Правовой вакуум новый термин юридической науки //Государство и право.
1997.
№2.
С.109.


[стр.,200]

т ва, в России уклонение от налогов составляет 90% общей суммы предполагаемого сбора, а по подоходному налогу может быть и выше1.
Отсюда можно сделать вывод о массовой криминализации общества.
Согласно опросу госслужащих и представителей региональных элит, проведенному В.
Бойковым в 1999 г., уровень'Исполнения федеральных Законов в области экономиче• ской деятельности составляет 14-16% (столько процентов чиновников различных уровней считают, что эти законы в основном исполняются), а в области социальных прав 6-10%.
К тому же 90% госслужащих и представителей политической элиты считают, что федеральные институты исполнительной власти утратили контроль за положением дел в стране2.
Если же попытаться провести более глубокий социокультурный анализ состояния нынешнего российского общества, становится очевидным, что негативные процессы зашли здесь очень далеко.
Общеизвестно, что состояние ценностного вакуума характеризуется прежде всего общим * снижением в системе ценностей статуса морали, нравственности, размытостью ориентиров в понимании добра и зла.
Упадок социального авторитета традиционных ценностей сопряжен с общим разочарованием, личностной резигнацией, профанизацией идеи личной ответственности и личного выбора.
Показательно, что подавляющее большинство населения прочно утратило интерес к морально-этической проблематике, нравственным поискам.

Многолетние исследования ВЦИОМа фиксируют интерес к проблеме нравственности только у 10-14% жителей страны.
И данные других исследований свидетельствуют, что за последнее десятилетие по большинству включенных в сопоставление позиций действительно наблюдается сужение сферы распространения моральных норм.
В первую очередь это касается норм гражданской морали, опирающейся на честность и законопослушание.
Например, за рассматриваемый период 1Сегодня.
1999.
16 марта.
2Сегодня.
1999.11 марта.
202

[Back]