Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 13]

ГЛАВА 1.
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ 1.1.
Соотношение морали и права в отечественной философскоправовой традиции Обращаясь к исследованию историко-культурных и философскоправовых предпосылок развития правового нигилизма в России, стоит попытаться выявить отличия российской традиции правопонимания от западной.
На базе обобщения социально-исторического опыта западной цивилизации можно заключить, что рано или поздно в истории общества наступает такой момент, когда архаическая, базирующаяся на постоянной актуализации этнопсихологических архетипов культура вытесняется в глубины подсознания и заменяется культурой рациональной, либерально> модернистской государственности.
Такая трансформация естественным образом проявляется прежде всего в смене доминант, когда эмоциональная
> доминанта, свойственная догосударственному, общинно-патриархальному типу культуры, сменяется интеллектуальной, рациональной доминантой.
Однако в противовес опыту Запада отечественный исторический и социокультурный опыт свидетельствует о том, что в России
XIX века подобная трансформация в целом не имела места.
Либеральномодернистские ценности и основанное на них мировоззрение стали достоянием довольно узкого слоя людей, в силу образования, образа жизни и иных причин оказавшихся способными воспринять эти ценности из западной культуры, литературы, философии и идеологических систем.
Речь идет о значительной части отечественной интеллигенции, именуемой в силу всего вышесказанного «западниками».
Социокультурное пространство России, таким образом, раскололось на узкий сегмент
и
[стр. 82]

Российское общество и государство формировались на основе культуры, уходившей корнями в общину, патриархальную семью, догосударственные локальные миры1.
Значительная часть населения на протяжении длительного исторического периода сохраняла догосударственную культуру и соответствующие ей формы массового образа жизни.
Основываясь на обобщении социально-исторического опыта западной цивилизации, можно заключить, что рано или поздно в истории общества наступает такой момент, когда архаическая, базирующаяся на постоянной актуализации этнопсихологических архетипов культура вытесняется в глубины подсознания и заменяется культурой рациональной, либерально-модернистской государственности.
Такая трансформация естественным образом проявляется прежде всего в смене доминант, когда эмоциональная
доминанта, свойственная догосударственному, общинно-патриархальному типу культуры, сменяется интеллектуальной, рациональной доминантой.
Однако в противовес опыту Запада отечественный исторический и социокультурный опыт свидетельствует о том, что в России
подобная трансформация в целом не имела места.
Либерально-модернистские ценности и основанное на них мировоззрение стали достоянием довольно узкого слоя людей, в силу образования, образа жизни и иных причин оказавшихся способными воспринять эти ценности из западной культуры, литературы, философии и идеологических систем.
Речь идет о значительной части отечественной интеллигенции, именуемой в силу всего вышесказанного «западниками».
Социокультурное пространство России, таким образом, раскололось на узкий сегмент
западнической по своей ориентации интеллектуальной элиты и значительно более широкую сферу, соответствующую по своему объему понятию «народные массы» и глубоко чуждую интеллектуальным ценностям.
В российской культуре масс продолжает 1 Подробнее об этом см.
в серии статей: Ахиезер А.С.
Проблемы государственной власти России // Рубежи.
1995.
№ 6; 1996.
№ 1-5, 7, 9; 1997.
№ 1-7; 1998.
№ 1,2.

[Back]