Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 17]

страдала в этом смысле дефицитом правопонимания, будучи, парадоксальным образом, при этом предельно этикоцентричной.
В результате высочайшие нравственные авторитеты русской культуры XVIII-XIX вв.
своим творчеством транслировали и распространяли правовой инфантилизм.
Даже в интерпретации такого выдающегося философа, как В.С.Соловьев (“Оправдание добра”), правовые нормы представали как некие формализованные нравственные нормы, причем запретительного характера.
Примерно так истолковывали право в западноевропейских протестантских трактатах XVI-XVII вв.
Поэтому в целом нельзя не согласиться с выводом о том, что “философия права в точном смысле этого слова в нашем культурном наследии попросту отсутствует.
Именно там, где русская философия, выражаясь словами Гегеля, “утверждается в собственной стихии” (стихии моральнопрактического суждения), феномен права стушевывается и превращается в периферийную и прикладную этическую
тему”.5 Оформление специфической морально-правовой парадигмы в России происходит на рубеже XIX-XX веков, когда складывается русская философия права.
Отличительной ее особенностью принято считать нацеленность на достижение высокого социального идеала.
Нравственная составляющая в структуре такого идеала является, как правило, доминантной по отношению к политико-правовой.
В интерпретации природы политико-правовых императивов и их роли в обществе русские мыслители существенно расходятся, но они достаточно единодушны в признании ограниченности правового требования и его соиодчиненности нравственному.
Право в русской социальной философии выступает как “определенный минимум нравственности” (В.Соловьев), “этика 5Там же.
С.231.
17
[стр. 86]

* сти (автономии) и как упорное сопротивление идее примата справедливости над состраданием” 1.
Он совершенно справедливо отмечает, что дефицит правосознания оказывал обратное разрушительное влияние на культуру, поскольку в периоды общественных кризисов “губил...
самое нравственность”.
Вершина национального философского духа, русская моральная философия страдала в этом смысле дефицитом правопонимания, будучи, парадоксальным образом, при этом предельно этикоцентричной.
В результате высочайшие нравственные авторитеты русской культуры XVIII-XIX вв.
своим творчеством транслировали и распространяли правовой инфантилизм.
Даже в интерпретации такого выдающегося философа, как В.С.Соловьев (“Оправдание добра”), правовые нормы представали как некие формализованные нравственные нормы, причем запретительного характера.
Примерно так истолковывали право в западноевропейских протестантских трактатах XVI-XVII вв.
Поэтому в целом нельзя не согласиться с выводом о том, что “философия права в точном смысле этого слова в нашем культурном наследии попросту отсутствует.
Именно там, где русская философия, выражаясь словами Гегеля, “утверждается в собственной стихии” (стихии морально-практического суждения), феномен права стушевывается и превращается в периферийную и прикладную этическую
тему”2.
Казалось бы, какое конкретное отношение эта философско-культурологическая проблема имеет к анализу правовой культуры в сегодняшнем рос^ сийском обществе? Не отклоняемся ли мы от темы? Вовсе нет.
Речь не только о том, что дефицит правосознания и ныне остается столь же актуальной проблемой России.
И не только том, что правопонимание и его традиции оказывают существенное влияние и на процесс правового строительства, и на правоприменительную деятельность, и на правовое поведение.
Суть в следующем.
Согласно российскому, традиционно моральному, 1Соловьев Э.Ю.
Прош.чое толкует нас.
М., 1991.
С.230.
2Там же.
С.231.
* 86

[Back]