Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 22]

неразрывно связывается в сознании с запретительными, карательными санкциями, которых человек стремится избежать, и именно это становится основным императивом его взаимоотношений с правом.
Отсюда вытекает активная неприязнь к закону и укоренившаяся в веках привычка к легкому и бездумному правонарушению.
Как писал еще А.И.
Герцен, “русский, какого бы звания он ни был, обходит и нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно, и совершенно так же поступает
правительство”.910 С другой стороны, иррационалъно-эмотивный характер российского правопонимания, возможно, еще не означает, что последнее чуждо рациональности.
Новым, и пока дискуссионным выводом, который имеет теоретико-методологическое значение для анализа
правопонимания современного российского общества, является признание “вариативной” рациональности самого права.
Эта идея, возникшая под влиянием методологической парадигмы постмодерна, сопряжена с обращением к национальному социокультурному опыту в поисках своеобразной неформальной логики формирования права, чутко воспринимающей национальную традицию и национальную интуицию.
“Живой организм, и право особенно, оказываются подвластными всей своей истории, которая при ближайшем рассмотрении постоянно обнаруживает неизведанные пласты, уводящие все дальше от простой причинности.
Уже хотя бы поэтому мы должны задуматься о содержании той рациональности, в ореоле которой предстает нам право, тем более что само это понятие достаточно изменчиво и синтетично, т.е.
несводимо к одному
компоненту”.'0 9Герцен А.И.
Собр.
Соч.
М., 1950.
Т.7.
С.251.
10 Скяовский К.И.
Право и рациональность // Общественные науки и современность.
1998.
№2.
С.62.

22
[стр. 87]

* пониманию сути права, оно неразрывно связывается в сознании с запретительными, карательными санкциями, которых человек стремится избежать, и именно это становится основным императивом его взаимоотношений с правом.
Отсюда вытекает активная неприязнь к закону и укоренившаяся в веках привычка к легкому и бездумному правонарушению.
Как писал еще А.И.
Герцен, “русский, какого бы звания он ни был, обходит и нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно, и совершенно так же поступает
правительство”1.
С другой стороны,
иррационально-эмотивный характер российского правопонимания, возможно, еще не означает, что последнее чуждо рациональности.
Новым, и пока дискуссионным выводом, который имеет теоретико-методологическое значение для анализа
правосознания и правовой культуры современного российского общества, является признание “вариативной” рациональности самого права.
Эта идея, возникшая под влиянием методологической парадигмы постмодерна, сопряжена с обращением к национальному социокультурному опыту в поисках своеобразной неформальной логики формирования права, чутко воспринимающей национальную традицию и национальную интуицию.
“Живой организм, и право особенно, оказываются подвластными всей своей истории, которая при ближайшем рассмотрении постоянно обнаруживает неизведанные пласты, уводящие все дальше от простой причинности.
Уже хотя бы поэтому мы должны задуматься о содержании той рациональности, в ореоле которой предстает нам право, тем более что само это понятие достаточно изменчиво и синтетично, т.е.
несводимо к одному
компоненту”2.
Но, взятый на вооружение в качестве базового принципа рассмотрения правовой культуры, правосознания и практики правового строительст' Герцен А.И.
Собр.
Соч.
М., 1950.
Т.7.
С.251.
2 Скловский К.Н.
Право и рациональность //Общественные науки и современность.
1998.
№2.
С.62.

87

[Back]