Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 23]

Но, взятый на вооружение в качестве базового принципа рассмотрения правопонимания и практики правового строительства как таковой, этот вывод снова отсылает нас к этнонациональным архетипам правоотношения, культурным принципам, ценностям и представлениям.
Тем самым мы возвращаемся к истокам национальной культуры, к уже упоминавшейся эмотивной, морально-нравственной доминанте принятия социально значимых решений, превышающей требования позитивного права.
Итак, жить “по правде”, а не “по правилам” основной императив российской
правовой традиции.
Еще одной ее специфической чертой можно считать обусловленный догосударственным, общинным характером культуры коллективизм, тесно связанный с
этикоцептризмом.
Для русского национального этоса в силу религиозной традиции было свойственно и даже вошло в
архетипические пласты сознания коллективное, соборное бытие человека, не отделявшего свою личность, индивидуальность, от сообщества.
В России складывались особые отношения собственности и, соответственно, особое определение собственником “себя” как субъекта, которому нечто принадлежит.
“Право, правовая культура экономически связаны с индивидуальной собственностью, а идеологически, точнее духовно, с осознанием человеком своей индивидуальности, самостоятельности, собственной сущности”.11 Эта “самостность”, основанная на собственности, которая относительно эмансипирует индивида от власти государства, не была выработана в русском крестьянине, отсюда и пошла массовая культура, которая поддерживала соответствующие “инфантильные” нормы и эталоны социального поведения зависимых от государства субъектов.
По такой канве продолжала развиваться традиция социальной адаптации и
11 Семитко А.П.
Русская правовая культура: мифологические и социальноэкономические истоки и предпосылки //Государство и право.
1992.
№10.

С.110.

23
[стр. 88]

ва как таковой, этот вывод снова отсылает нас к этнонациональным архетипам правоотношения, культурным принципам, ценностям и представлениям.
Тем самым мы возвращаемся к истокам национальной культуры, к уже упоминавшейся эмотивной, морально-нравственной доминанте принятия социально Значимых решений, превышающей требования позитивного права.
Итак, жить “по правде”, а не “по правилам” основной императив российской
правокультурной традиции.
Еще одной ее специфической чертой можно считать обусловленный догосударственным, общинным характером культуры коллективизм, тесно связанный с
этикоцентризмом.
Для русского национального этоса в силу религиозной традиции было свойственно и даже вошло в
архетигшческие пласты сознания коллективное, соборное бытие человека, не отделявшего свою личность, индивидуальность, от сообщества.
В России складывались особые отношения собственности и, соответственно, особое определение собственником “себя” как субъекта, которому нечто принадлежит.
“Право, правовая культура экономически связаны с индивидуальной собственностью, а идеологически, точнее духовно, с осознанием человеком своей индивидуальности, самостоятельности, собственной сущности”1.
Эта “самостность”, основанная на собственности, которая относительно эмансипирует индивида от власти государства, не была выработана в русском крестьянине, отсюда и пошла массовая культура, которая поддерживала соответствующие “инфантильные” нормы и эталоны социального поведения зависимых от государства субъектов.
По такой канве продолжала развиваться традиция социальной адаптации и
включения представителей все новых российских поколений в социальную сферу.
Не следует забывать, что на уровне общественной ментальности западное общество предельно дискретно, оно представляет собой такой вид 1 Семитко А.П.
Русская правовая культура: мифологические и социально-экономические истоки и предпосылки //Государство и право.
1992.
№10.
С .110.


[стр.,283]

199.
Семитко А.П.
Русская правовая культура: мифологические и социально-экономические истоки и предпосылки //Государство и право.
1992.
№10.

200.
Серебряков С.Л.
Цивилизационные основы формирования гражданского общества в России //Социально-политический журнал, 1995, № 2.
^ 201.
Серебрянников В., Хлопьев А.
Социальная безопасность России.
М., 1996.
202.
Синюков В.Н.
Российская правовая система.
Саратов, 1994.
203.
Скловский К.И.
Право и рациональность //Общественные науки и современность.
1998.
№2.
204.
Скобликов П.
«Теневая юстиция»: формы проявления и реализации //Российская юстиция.
1998.
№10.
205.
Скрипай В.А.
Правовая культура в структуре российского ментальности //Право и культура.
М., 1996.
ф206.
Славская А.Н.
Гуманистические аспекты понимания и интерпретации //Гуманистические проблемы психологической теории.
М., 1995.
С.
83-95.
207.
Славская А.Н.
Интерпретация как предмет психологического исследования.
//Психол.
журн.
1994.
Т.
15.
№3.
208.
Современное российское общество: переходный период.
М., 1998.
209.
Соловьев C.JI.
Культура гражданственности.
К новой парадигме //Свободная мысль, 1992, № 7.
210.
Соловьев Э.Ю.
Правовой нигилизм и гуманистический смысл права //Квинтэссенция.
Философский альманах.
М., 1990.
211.
Соловьев Э.Ю.
Прошлое толкует нас.
М., 1991.
212.
Сорокин П.А.
Кризис нашего времени //Американская социологическая мысль.
М., 1996.
213.
Сорокин П.
А.
Общедоступный учебник социологии.
М., 1994.
214.
Сорокин П.А.
Человек.
Цивилизация.
Общество.
М., 1992.
♦ 285

[Back]