Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 25]

правовых систем, ориентированных на приоритет коллективного или индивидуального.
Доминантой современного западного общества как социально-правового пространства является индивидуалистическая аксиология.
На уровне правового сознания и правовых отношений это выражается в признании суверенитета личности, ее неотъемлемого права на самоуправление и самоопределение.
В гражданском обществе суверенитет личности
неотчуждаем.
С точки зрения правового содержания он включает в себя всю совокупность личных, социальных, политических и других прав человека.
Он подразумевает признание приоритета ценностей индивидуального развития, творческой самореализации, потребностей мировоззренческой ориентации субъекта.
Своеобразие индивидуальности применительно к праву проявляется прежде всего в том, что она выступает как индивидуально-личностное выражение всеобщего в «Homo (Persona) sui juris» («человеке своего права»).
Если вернуться к проблеме гражданского общества и предъявляемых им требований к личности, то можно предположить, что высший диспозиционный уровень структуры личности, типологически соответствующей гражданскому обществу, по-видимому, образует система правовых ценностей и ориентаций, отвечающих высокому уровню социально-правовых потребностей личности в ее самореализации, причем в конкретно-исторических формах жизнедеятельности, характерных для образа жизни данного общества и социальных страт, к которым принадлежит индивид и с которыми он себя идентифицирует.
Понимая правовую ориентацию достаточно широко не только как элемент мотивационной структуры индивидуального поступка, но как феномен, имеющий глубокие социокультурные корни, следует обратиться к понятию правовой ментальности и правового менталитета, то есть перейти на социетальный уровень рассмотрения.
В современных
25
[стр. 89]

социального контекста деятельности индивида, который позволяет и помогает ем у сохранять и отстаивать тождество своей личности, леж ащ ее в основе социальной ответственности и сознания свои х прав.
Напомним, что социальный контекст мож ет и поглощать личность в той или иной степени, помещ ая ее в ценностной иерархии общ ества н иж е какой-либо коллективной сверхценности, с которой личность долж на идентифицироваться до самопожертвования, забывая о себе как о цели.
Таким образом , речь здесь идет об известном противостоянии индивидуализма и коллективизма в сф ере ценностей.
Анализируя индивидуалистическую и коллективистскую аксиологические системы в их отнош ении к праву, французский исследователь Ж .-Л .
Бержель пишет: ’’Индивидуализм основан на философской доктрине, утверждающ ей реальность индивидов как таковых в ущ ерб родовой и видовой детерминированности; индивидуализм находит свое выраж ение в теориях, которые усматривают в индивиде общ ую ценность п олитического, экономического и морального плана, и вводит идею развития прав и обязанностей индивида.
Коллективизм, напротив, связан с доктриной и такой системой управления общ еством, которы е основываются на и дее коллективной собственности на средства производства и обм ена и на власти государства...
В данном случае речь идет п реж де всего о политическом анализе.
Однако все это проецируется непосредственно на ю ридическую сф еру"1.
Действительно, в сфере отнош ений права описанное аксиологическое противостояние проявляется в сущ ествовании правовых си стем, ориентированных на приоритет коллективного или индивидуального.
Д ом инантой современного западного общ ества как социально-правового пространства является индивидуалистическая аксиология.
На уровне правового сознания и правовых отнош ений это выражается в признании суверенитета личности, ее неотъемлемого права на самоуправление и самоопределение.
В гражданском общ естве суверенитет личности
1Бержель Ж.-Л.
Общая теория права /Пол общ.
ред.
В.И.
Даниленко, М., 2000.
С.
66.


[стр.,90]

неотчуждаем.
С точки зрения правового содержания он включает в себя всю совокупность личных, социальных, политических и других прав человека.
Он подразумевает признание приоритета ценностей индивидуального развития, творческой самореализации, потребностей мировоззренческой ориентации субъекта.
Своеобразие индивидуальности применительно к праву проявляется прежде всего в том, что она выступает как индивидуально-личностное выражение всеобщего в «Homo (Persona) sui juris» («человеке своего права»).
Если вернуться к проблеме гражданского общества и предъявляемых им требований к личности, то можно предположить, что высший диспозиционный уровень структуры личности, типологически соответствующей гражданскому обществу, по-видимому, образует система правовых ценностей и ориентаций, отвечающих высокому уровню социально-правовых потребностей личности в ее самореализации, причем в конкретно-исторических формах жизнедеятельности, характерных для образа жизни данного общества и социальных страт, к которым принадлежит индивид и с которыми он себя идентифицирует.
Понимая правовую ориентацию достаточно широко не только как элемент мотивационной структуры индивидуального поступка, но как феномен, имеющий глубокие социокультурные корни, следует обратиться к понятию правовой ментальности и правового менталитета, то есть перейти на социетальный уровень рассмотрения.
В современных
исследованиях по социальной и исторической психологии под ментальностью понимается совокупность осознанных и неосознанных психологических установок и предрасположенностей индивида действовать, мыслить, чувствовать, воспринимать и постигать мир определенным образом1.
Исследователи про1Подробнее об этом см.: Дрена Г.Н., Дмитриев А Л .
Дмитрием Э.Я.
Ментальность и менталитет Российского общества: к анализу механизмов рефлексивного взаимодействия //Российское сознание: психология, культура, политика: Материалы //Международной конференции по исторической психологии российского сознания.
Самара: Изд-во СГИУ, 1997.
С.
92.93-100.

[Back]