Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 30]

парадигматического по своему характеру, максимально широкого культурного заимствования, меняющего большинство важнейших культурно-смысловых опорных пунктов общественного мировоззрения и радикально преобразующего формы социальных практик.
Обычно правовая аккультурация работает на модернизацию правовой системы общества-реципиента, обогащая ее новыми принципами и юридическими конструкциями.
Однако, как отмечает Н.Рулан, в ряде случаев рецепция чужого права может привести к юридической декультурации.
Последняя находит свое проявление в том, что старая правовая система полностью отвергается, правовая культура реципиента разрушается, в праве возрастает количество противоречий, недопустимых упрощений, что к тому же отнюдь не обеспечивает воспроизведение реципиентом у себя в стране заимствуемой правовой
культуры19.
Поэтому юридическая аккультурация вовсе не является для правовой системы безусловным благом, так как может повлечь за собой не только развитие последней, но и ее полную деструкцию.
Следовательно, оценивая в целом характер юридической аккультурации, необходимо учитывать, как именно она осуществляется: посредством стихийной ограниченной в своем объеме диффузии чужой правовой культуры, в результате целенаправленной трансформации правовой системы, экономического и политического строя жизни общества; в ходе правовых реформ, предпринятых собственным правительством, или оккупации или колонизации страны чужим.
Россия, включая ее непосредственных государственных
предшественников20, принадлежит к числу стран, правовая система которых неоднократно полностью менялась в результате тотальной рецепции.
Это было не стихийное копирование чужих образцов правовой жизни, а их сознательное и планомерное заимствование, предпринимаемое
19Рулап Н.
Юридическая антропология.
М.: Норма, 1999.
С.
194-196.

Л.Гумилев назвал всех этих предшественников в целом “Древней Русью”.
30
[стр. 94]

идеей” (“идеей права”), система общих взглядов и представлений относительно ключевых принципов социального, политического, правового порядка1.
В первом случае речь идет о “юридической аккультурации” в широком смысле, т.е.
о переносе одной культуры в другую, во втором о глобальном процессе, получившем название “рецепция”.
Рецепция полностью трансформирует весь правовой строй общества-реципиента и в этом смысле представляет собой тотальную аккультурацию.
Известный французский социолог права Ж.Карбонье, описывая рецепцию как особую форму аккультурации, употребил даже такой термин как “культурная мутация”2.
В то время как фрагментарная правовая аккультурация представляет собой самое обычное, часто встречающееся явление, проистекающее из повседневных контактов представителей различных правовых систем, тотальная рецепция явление исключительное.
Это результат парадигматического по своему характеру, максимально широкого культурного заимствования, меняющего большинство важнейших культурно-смысловых опорных пунктов общественного мировоззрения и радикально преобразующего формы социальных практик.
Обычно правовая аккультурация работает на модернизацию правовой системы общества-реципиента, обогащая ее новыми принципами и юридическими конструкциями.
Однако, как отмечает Н.Рулан, в ряде случаев рецепция чужого права может привести к юридической декультурации.
Последняя находит свое проявление в том, что старая правовая система полностью отвергается, правовая культура реципиента разрушается, в праве возрастает количество противоречий, недопустимых упрощений, что к тому же отнюдь не обеспечивает воспроизведение реципиентом у себя в стране заимствуемой правовой
культуры3.
1 Батыр К.И.
Институционализм в изучении революционной государственности XVII-XV11I веков // Право и идеология: Сб-к науч.
трудов /Отв.
ред.
И.А.Исаев.
М.: МЮИ, 1991.
С.
22-24.
2Карбонье Ж.
Юридическая социология.
М., 1998.
С.
198-201.
3Ру.шн Н.
Юридическая антропология.
М.: Норма, 1999.
С.
194-196.


[стр.,95]

Поэтому юридическая аккультурация вовсе не является для правовой системы безусловным благом, так как может повлечь за собой не только развитие последней, но и ее полную деструкцию.
Следовательно, оценивая в целом характер юридической аккультурации, необходимо учитывать, как именно она осуществляется: посредством стихийной ограниченной в своем объеме диффузии чужой правовой культуры, в результате целенаправленной трансформации правовой системы, экономического и политического строя жизни общества; в ходе правовых реформ, предпринятых собственным правительством, или оккупации или колонизации страны чужим.
Россия, включая ее непосредственных государственных
предшественников1, принадлежит к числу стран, правовая система которых неоднократно полностью менялась в результате тотальной рецепции.
Это было не стихийное копирование чужих образцов правовой жизни, а их сознательное и планомерное заимствование, предпринимаемое
с целью модернизации реципиента2.
Таким образом, рецепция чужого права для России выступала и выступает в качестве одного из основных способов модернизации общественного, в том числе правового, строя.
Однако подобные трансформации, накладываясь на особенности отечественного национально-правового уклада, образовывали в конечном счете причудливые и далекие от западных формы правовой жизни.
На социетальном и личностном уровне это означало формирование национального типа правовой культуры и соответствующей установки по отношению к праву, которая характеризовалась и сейчас еще характеризуется известным синкретизмом права и нравственности, неспособностью к проведению между двумя этими социальными регуляторами продуктивных дис1Л.Гумилев назвал осех этих предшественников в целом “Древней Русью”.
2 В силу этого юристы, рассматривающие историю российского государстпа и права, называют российскую цивилизацию цивилизацией "догоняющего развития”, поскольку направление этого развития, в том числе и для государства и права, задают более совершенные зарубежные образцы (См.: Каишиииа ТВ.
Происхождение государства и права.
Современные трактовки и новые подходы.
М.: Юрисгь, 1999.
С.
114-115).

[Back]