бесспорно, стали достоянием широких социальных групп, а не только части интеллигенции, как в начале века. Однако, обретя небывалую для России культурную перспективу, либеральное движение столкнулось со специфическим явлением массовым распространением “идеологических мутантов”. Неадекватно усвоенные либерально-демократические ценности порождают ценностные гибриды, которые несут в себе опасный для общества разрушительный потенциал. Когда один общественный порядок распадается, а другой еще только складывается, социальная дезорганизация, размывание системы культурных координат, смещение ценностных ориентиров всегда выступают как неизбежная плата за реформирование общества. Старые представления, которые раньше воспринимались в качестве суммы непреложных истин, оказались отвергнутыми либо частично, либо целиком, а новые еще не сложились и не утвердились. Образуется ценностный вакуум, не заполненный сколько-нибудь последовательной системой идей и ценностей, понятой и принятой народом, способной его увлечь и обнадежить. Общественное сознание, лишенное внутренней структурированности, приобретает размытый характер. На личностном уровне это проявляется в предрасположенности к приятию самого невероятного иллюзорного мира. “Аномия вредна для свободы, отмечает Р.Дарсндорф, ... мы получаем мир, в котором свобода превращается в экзистенциалистский кошмар, где вес дозволено и ничто не имеет значения. Рушатся координаты смысла и ценностей”29. Если попытаться провести глубокий анализ состояния нынешнего российского общества, становится очевидным, что негативные процессы зашли здесь очень далеко. Общеизвестно, что состояние ценностного 29 Дарендорф Р. Мораль, институты и гражданское общество // Путь. Межд. философ, журнал. 1993. № 3. С. 185. 36 |
т ва, в России уклонение от налогов составляет 90% общей суммы предполагаемого сбора, а по подоходному налогу может быть и выше1. Отсюда можно сделать вывод о массовой криминализации общества. Согласно опросу госслужащих и представителей региональных элит, проведенному В. Бойковым в 1999 г., уровень'Исполнения федеральных Законов в области экономиче• ской деятельности составляет 14-16% (столько процентов чиновников различных уровней считают, что эти законы в основном исполняются), а в области социальных прав 6-10%. К тому же 90% госслужащих и представителей политической элиты считают, что федеральные институты исполнительной власти утратили контроль за положением дел в стране2. Если же попытаться провести более глубокий социокультурный анализ состояния нынешнего российского общества, становится очевидным, что негативные процессы зашли здесь очень далеко. Общеизвестно, что состояние ценностного вакуума характеризуется прежде всего общим * снижением в системе ценностей статуса морали, нравственности, размытостью ориентиров в понимании добра и зла. Упадок социального авторитета традиционных ценностей сопряжен с общим разочарованием, личностной резигнацией, профанизацией идеи личной ответственности и личного выбора. Показательно, что подавляющее большинство населения прочно утратило интерес к морально-этической проблематике, нравственным поискам. Многолетние исследования ВЦИОМа фиксируют интерес к проблеме нравственности только у 10-14% жителей страны. И данные других исследований свидетельствуют, что за последнее десятилетие по большинству включенных в сопоставление позиций действительно наблюдается сужение сферы распространения моральных норм. В первую очередь это касается норм гражданской морали, опирающейся на честность и законопослушание. Например, за рассматриваемый период 1Сегодня. 1999. 16 марта. 2Сегодня. 1999.11 марта. 202 |