Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 39]

консолидация, единство целей, взаимное доверие, открытый диалог находятся в глубоком упадке.
Повсеместно и на всех уровнях господствует принцип «каждый выживает в одиночку».

Ценностный вакуум сопряжен с состоянием аномии.
Это означает, что социальные регуляторы ослаблены, социальные связи ситуативны, неустойчивы.
Человек изолирован и отчужден от нормальных социальных взаимодействий.

Аномия это дезинтеграция нравственных ценностей, смешение ценностных ориентаций, наступление ценностного вакуума по принципу "все дозволено".

На уровне социальной практики аномия проявляется в виде резкого скачка ненормативного поведения неуважения к закону, обвального распространения преступности и жестокости, роста числа самоубийств,
господства группового эгоизма и равнодушия, нарушения преемственности между поколениями.
Свойственная состоянию аномии несбалансированность нравственных, экономических, политических, культурных ценностей и поведенческих ориентаций вообще представляет серьезнейшую проблему переходных обществ.

"Аномический" подход к анализу ситуации в современной России представляется достаточно продуктивным.
Этот подход хорошо зарекомендовал себя и успешно используется в исследовании проблем западных обществ, в том числе в качестве теоретической базы эмпирических исследований.
Применение теории аномии к российской действительности представляется тем более оправданным, что российское общество претерпевало в последние годы и продолжает претерпевать серьезные структурные сдвиги и изменения в системе ценностей, представляя условия, в которых социальные деформации и проявления аномии приобретают наиболее явную и контрастную форму.
Отечественные исследователи, рассматривая состояние современного российского общества как близкое к аномии, обращаются к
39
[стр. 202]

Таким образом, тенденция общего снижения значимости различных моральных норм действительно существует, причем основную долю снижения дают нормы институционализированные, прежде всего, зафиксированные в законодательстве.
Тем не менее, данные этого исследования не отражают обвального падения морали, как это можно было предполагать, исходя из довольно тревожных общих оценок.
Более того, полученные данные позволяют судить о мировоззрении россиян в целом, особенно в сфере частной жизни, как о вполне корректном в морально-нравственном отношении.
Ценностный вакуум сопряжен с состоянием аномии.
Это означает, что социальные регуляторы ослаблены, социальные связи ситуативны, неустойчивы.
Человек изолирован и отчужден от нормальных социальных взаимодействий.

Социальные установки и интересы неотрефлексированы и легко сменяемы.
Понятие аномии в социологии, и в частности, в социологии культуры, используется достаточно давно.
Так, классик социологии Р.
Мертон проанализировал конфликт между культурными ценностями и ограниченностью доступа к ним как источник правовых девиаций, а Т.
Селлин рассмотрел в качестве криминогенного фактора конфликт между культурными ценностями различных сообществ.
Его гипотеза базировалась на результатах чикагских исследователей, установивших повышенный уровень преступности в кварталах некоренных американцев (негров, пуэрториканцев, итальянцев).
Т.
Селлин попытался дать объяснение этому с помощью своей теории конфликта культур.
Эта теория не только позволила объяснить преступность мигрантов, но и раскрыла криминогенность противоречий между различными социальными группами.
По существу, Т.
Селлин трансформировал марксову теорию социальных противоречий, устранив ее наиболее острые и революционные аспекты и несколько уменьшив ее масштаб, что позволило применять ее не только к анализу противостояния двух частей общества, но и к противоречиям более мелких социальных групп.


[стр.,205]

отсутствуют.
Обычно это проявляется в тревожности, дезориентации личности и социальной изоляции.
Бенжамен Раш применял термин «аномия» для обозначения врожденных дефектов морали.
Отчуждение —общий термин, используемый сейчас в основном в судебной психиатрии в тех случаях, когда речь идет о такой рассогласованности чувств индивида, что они перестают казаться ему нормальными, привычными и убедительными.
Это приводит его к отстранению от других людей, глубокой персонализации и, как следствие, к отчуждению от общества.
Человек, отчужденный от общества, может стать недружелюбным, жестоким, безразличным или асоциальным.
Идентичность понятие, которым охватывается целостность и разносторонность восприятия индивидом самого себя; она обеспечивает способность ощущать себя как нечто неповторимое и тождественное самому себе; в основе этой способности лежит чувство привязанности к объектам первой любви и отождествления себя с ними.
Кризис идентичности это конфликт, возникающий в связи с социальной ролью, как она воспринимается самим индивидом.
Такой конфликт угрожает либо потерей чувства неповторимости и тождественности самому себе, либо неспособностью принять ту роль, которую индивиду отводит общество.
Фактически в российском обществе разрушено единое поле нравственных ориентиров.
Представления о том, что такое хорошо и плохо, что желательно и нежелательно, нравственно и безнравственно, справедливо и несправедливо все эти и многие другие важнейшие представления предельно фрагментированы и чаще всего отражают сугубо групповые интересы.
В итоге солидарность, консолидация, единство целей, взаимное доверие, открытый диалог находятся в глубоком упадке.
Повсеместно и на всех уровнях господствует принцип "каждый выживает в одиночку".

Аномия —это дезинтеграция нравственных ценностей, смешение ценностных ориентаций, наступление ценностного вакуума по принципу "все дозволено".

Это опаснейшая болезнь, несовместимая с поступательным движением общества, болезнь, способная

[стр.,206]

незаметно, но действенно разрушить изнутри любую конструктивную программу социально-экономических преобразований.
На уровне социальной практики аномия проявляется в виде резкого скачка ненормативного поведения неуважения к закону, обвального распространения преступности и жестокости, роста числа самоубийств,
гос# подства группового эгоизма и равнодушия, нарушения преемственности между поколениями.
Свойственная состоянию аномии несбалансированность нравственных, экономических, политических, культурных ценностей и поведенческих ориентаций вообще представляет серьезнейшую проблему переходных обществ.

Общая картина социального контекста в России достаточно сложна.
"Аномический" подход к анализу ситуации в современной России представляется достаточно продуктивным.
Этот подход хорошо зарекомендовал себя и успешно используется в исследовании проблем западных * обществ, в том числе в качестве теоретической базы эмпирических исследований.
Применение теории аномии к российской действительности представляется тем более оправданным, что российское общество претерпевало в последние годы и продолжает претерпевать серьезные структурные сдвиги и изменения в системе ценностей, представляя условия, в которых социальные деформации и проявления аномии приобретают наиболее явную и контрастную форму.
Отечественные исследователи, рассматривая состояние современного российского общества как близкое к аномии, обращаются к
концептам крупнейших зарубежных социологов.
Так, А.Ф.
Филиппов1 утверждает, что для разъяснения сути аномии вообще и аномии в России в частности удобно использовать термин "гетеротопия", введенный М.
Фуко.
В этом смысле аномия есть нахождение сразу в нескольких социальных простран1 Аномия в России: тенденции на рубеже столетия.
Конференция 8 дек.
2001 г.
//www.soccolI.ru 208

[Back]