Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 41]

L._____________ J являются одобряемыми, допустимыми и девиантными в рамках данной культуры.
Кризис нравственных отношений заключается в углублении разрыва между нормами права и нормами обыденной морали.
В какой-то мере справедливым будет утверждение о том, что именно этот разрыв влияет на общий кризис легитимности власти, обнаруживающийся во всех властных структурах и на всех уровнях.
В результате изменений, произошедших в российском обществе, прежние конституционные основания права оказались сломленными, но новые основания еще только создаются.
Аномия предполагает непонимание происходящего (“когнитивный
вакуум”34, по определению Г.
Дилигенского), растерянность и массовую дезадаптацию, озлобленность и повышенную агрессивность,
мифологизацию сознания.
Социокультурное развитие общества определяет частоту возникновения в данной социальной среде форм поведения, нарушающих нормы и ценности и расцениваемых как тяжелая проблема.
Хотя общества без девиаций не существует, все же не безразлично, ограничиваются ли данные формы поведения относительно терпимым уровнем, позволяющим сохранять над ними контроль, или же они пронизывают всю жизнь общества и тем самым модифицируют его таким образом, что недевиантным группам по крайней мере постоянно приходится считаться с присутствием и возрастающим влиянием девиантов.

В современном российском обществе сегодня бесспорно прослеживается последняя ситуация.
Число девиантных форм поведения чрезвычайно высоко.
Формы поведения, особо нарушающие нормы, можно разделить на две группы: во-первых, традиционные, на протяжении десятилетий или, скорее, столетий с высокой частотой наблюдаемые в
34 Дшшгепский Г.
Российский горожанин конца девяностых: генезис постсоветского сознания.
М., 1998.

41
[стр. 208]

же результаты, как и в исследовании РНИСиНП: основны е ценности россиян за это время не претерпели каких-либо сущ ественны х изменений.
Как указывает А.Г.
Здравомыслов1, совокупность инстинктивных и полуинстинктивных влечений человека неизбежно становится предметом регулирования со стороны обыденной морали, нравственного самосознания определенного социального сообщества.
На стыке этих извечных влечений человека и способов их социальной регуляции и саморегуляции и возникают различия в культурах и формах повседневной морали.
Право как совокупность законодательных актов, не является средством регулирования поведения конкретных индивидов, так как право не содержит в себе ни мотивационных комплексов, ни их нравственно-психологических ограничений.
Однако нормы обыденной морали, безусловно, содержат в себе и то, и другое.
Они указывают на меру допустимости соответствующих стремлений, на то, какие именно стремления и способы действий, направленные на их осуществление, являются одобряемыми, допустимыми и девиантными в рамках данной культуры.
Кризис нравственных отношений заключается в углублении разрыва между нормами права и нормами обыденной морали.
В какой-то мере справедливым будет утверждение о том, что именно этот разрыв влияет на общий кризис легитимности власти, обнаруживающийся во всех властных структурах и на всех уровнях.
В результате изменений, произошедших в российском обществе, прежние конституционные основания права оказались сломленными, но новые основания еще только создаются.
А номия предполагает непонимание происходящ его (“когнитивный
вакуум”2, по определению Г.
Дилигенского), растерянность и массовую дезадаптацию , озлобленность и повышенную агрессивность
(табл.
3), мифологизацию сознания.
1См.: Аномия в России: тенденции па рубеже столетня.
Конференция 8 дек.
2001 г.
2Дипигенский Г.
Российский горожанин конца девяностых: генезис постсоветского сознания.
М., 1998.


[стр.,211]

составляет (с учётом самогоноварения) 14-15 литров чистого алкоголя в год на душ у населения.
Это самый высокий в мире уровень потребления алкоголя1.
Так, как ныне, в России ещё никогда не пили.
По оценкам В семирной организации здравоохранения, опасным считается уровень подушевого потребления алкоголя, равный 8 литрам.
Превышение его означает физическую деградацию населения, связанную со смертностью от зл о употребления алкоголем, ростом числа “пьяных” детей, рож дённы х алкоголиками.
М едики фиксирую т, что сегодня каждый 25-й ребёнок при рож дении имеет патологии центральной нервной системы, включая такие, как олигофрению, болезнь Дауна и другие тяж ёлые формы2.
П о оценкам “Фонда общ ественного мнения” , в России 80 % граждан ж ивут в культуре, в которой употребление алкоголя норма.
При этом 23 % определяю т своё окружение как окружение алкоголиков и сильно пьющих лю дей.
П ьянство это норма жизни для кадровых военных, рабочих, руководителей всех рангов, предпринимателей.
В последнее десятилетие неуклонно растет наркомании.
По оценкам МВД, в 1995 г.
в России было 1,5 млн наркоманов, число которы х еж егодно увеличивается на 130 тыс.
человек (6 -7 %).
Именно и в первую очередь социокультурное развитие общ ества оп ределяет частоту возникновения в данной социальной среде форм поведения, нарушающих нормы и ценности и расцениваемых как тяж елая проблема.
Хотя общества без девиаций не сущ ествует, все же не безразлично, ограничиваются ли данные формы поведения относительно терпимы м уровнем, позволяющ им сохранять над ними контроль, или ж е они пронизывают всю жизнь общ ества и тем самым модифицирую т его таким образом, что недевиантным группам по крайней мере постоянно приходится считаться с присутствием и возрастающим влиянием девиантов.

1Галкин В.
Пьющая республика/ / Сегодня.
1995.
31 марта.
2Московский комсомолец.
1999.25 марта.


[стр.,212]

В современном российском обществе сегодня бесспорно прослеживается последняя ситуация.
Число девиантных форм поведения чрезвычайно высоко.
Формы поведения, особо нарушающие нормы, можно разделить на две группы: во-первых, традиционные, на протяжении десятилетий или, скорее, столетий с высокой частотой наблюдаемые в
жизни общества.
Сюда можно отнести уже упоминавшиеся нами формы поведения, имеющего самоуничтожающий эффект (алкоголизм, самоубийство и частично психоневротические отклонения).
Аномия зачастую сопряжена с потерей воли к жизни.
Это проявляется прежде всего в росте смертности и снижении рождаемости.
По расчетам И.
Гундарева избыточная (по отношению к уровню 1986 г.) смертность в России за 1987-1994 гг.
составила более 2 млн человек.
Смертность за эти годы увеличилась в 1,8 раза и составила 15,8 случаев на 1 ООО человек в год (в 1986 г.
9,2 случая).
Одновременно в России в 1,9 раза снизилась рождаемость.
В 1994 г.
она составляла 9,5 младенцев на 1 ОООчеловек.
Если уровень рождаемости в 1986 г.
рассматривать как “нормальный”, то население России за 1987-1994 гг.
потеряло от сверхнормального снижения рождаемости не менее 5 млн человек1.
Резко сократилась за последнее десятилетие продолжительность жизни.
Достигнув в 1987 г.
высокого уровня (65 лет у мужчин и 75 лет у женщин), в 1993 г.
она снизилась до 59 лет у мужчин и до 72 лет у женщин.
Потеря воли к жизни проявляется и в росте самоубийств.
Их масштабы потрясают: с 1994 г.
ежегодно стали убивать себя более 60 тыс.
человек.
Ежегодно от суицида в России исчезает население, равное по численности среднего по размеру города.
Самоубийств в 1990 г.
было в 2 раза больше, чем убийств, сегодня уровень самоубийств выше уровня убийств на треть.
Самая тяжёлая суицидальная ситуация (в 1,5 раза выше, чем в 1Гундарев И.
Парадоксы российских реформ.
М., 1997.

[Back]