Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 44]

Достигнув в 1987 г.
высокого уровня (65 лет у мужчин и 75 лет у женщин), в 1993 г.
она снизилась до 59 лет у мужчин и до 72 лет у женщин.
Потеря воли к жизни проявляется и в росте самоубийств.
Их масштабы потрясают: с 1994 г.
ежегодно стали убивать себя
60 тыс.
человек.
По данным Т.Дмитриевой, в 2003 году в России покончили с собой около 60 тыс.
человек.37 Таким образом, ежегодно от суицида в России исчезает население, равное по численности среднего по размеру города.
Расширение девиантной среды в обществе создает почву для распространения правового нигилизма.
О феномене правового нигилизма сейчас много говорят и
пишут.
Действительно, в настоящее время нигилистическое отношение к праву стало наиболее показательной и неотъемлемой чертой сложившейся в России ситуации культурноправового кризиса.
И тем не менее правовой нигилизм и нигилизм вообще достаточно длительно существующее и распространенное в мире явление, которое можно рассматривать как характерное для определенного этапа развития европейской цивилизации.
Этот этап,' наиболее выразительно охарактеризованный Ф.
Ницше формулой «Бог умер», означавшей, что к концу XIX в.
европейская культура утратила ощущение присутствия Бога в мире, и теперь понимание мира человеком не основано
на признании абсолютных ценностей, связан с наступлением аксиологического релятивизма.
Другой немецкий мыслитель, М.
Хайдеггер, анализируя на основе феноменологии европейский нигилизм как явление фундаментальное для современного сознания, выявил его ключевые
черты.38 Во-первых, мировоззренческий нигилизм это господство бессмысленности, обесцененное™ всего сущего.
Отсутствие адекватной укорененной в
абсолюте ценностной иерархии приводит к 37http://wvw.vremya.ni/2004/222/12/l 13805.html 44
[стр. 175]

* вающегося деформированного типа правовой культуры, правовой нигилизм в то же время являет собой разновидность нигилизма как целостного философско-мировоззренческого образования, давно занявшего свое место в современной европейской культуре.
Проследить общекультурные корни этого опасного явления, его внутренние смысловые связи с деформирован* иым пониманием права и морали как регуляторов человеческого поведения основная цель первого параграфа данной главы.
В параграфе втором мы обратимся к анализу аксиологических механизмов социокультурных деформаций в сфере права.
4.1.
Нигилистические тенденции в правовом поведении россиян О феномене правового нигилизма сейчас много говорят и Действительно, в настоящее время нигилистическое отношение к праву стало наиболее показательной и неотъемлемой чертой сложившейся в России ситуации культурно-правового кризиса.
И тем не менее правовой нигилизм и нигилизм вообще достаточно длительно существующее и распространенное в мире явление, которое можно рассматривать как характерное для определенного этапа развития европейской цивилизации.
Этот этап, наиболее выразительно охарактеризованный Ф.
Ницше формулой «Бог умер», означавшей, что к концу XIX в.
европейская культура утратила ощущение присутствия Бога в мире, и теперь понимание мира человеком не основано
Ф на признании абсолютных ценностей, связан с наступлением аксиологического релятивизма.
Другой немецкий мыслитель, М.
Хайдеггер, анализируя на основе феноменологии европейский нигилизм как явление фундаментальное для современного сознания, выявил его ключевые
черты1.
Вопервых, мировоззренческий нигилизм это господство бессмысленности,
обесцененности всего сущего.
Отсутствие адекватной укорененной в
абсо1См.: Хайдеггер Л/.
Европейский нигилизм //Хайдеггер М .
Время и бытие.
М., 1993.
С.
63-176.


[стр.,212]

В современном российском обществе сегодня бесспорно прослеживается последняя ситуация.
Число девиантных форм поведения чрезвычайно высоко.
Формы поведения, особо нарушающие нормы, можно разделить на две группы: во-первых, традиционные, на протяжении десятилетий или, скорее, столетий с высокой частотой наблюдаемые в жизни общества.
Сюда можно отнести уже упоминавшиеся нами формы поведения, имеющего самоуничтожающий эффект (алкоголизм, самоубийство и частично психоневротические отклонения).
Аномия зачастую сопряжена с потерей воли к жизни.
Это проявляется прежде всего в росте смертности и снижении рождаемости.
По расчетам И.
Гундарева избыточная (по отношению к уровню 1986 г.) смертность в России за 1987-1994 гг.
составила более 2 млн человек.
Смертность за эти годы увеличилась в 1,8 раза и составила 15,8 случаев на 1 ООО человек в год (в 1986 г.
9,2 случая).
Одновременно в России в 1,9 раза снизилась рождаемость.
В 1994 г.
она составляла 9,5 младенцев на 1 ОООчеловек.
Если уровень рождаемости в 1986 г.
рассматривать как “нормальный”, то население России за 1987-1994 гг.
потеряло от сверхнормального снижения рождаемости не менее 5 млн человек1.
Резко сократилась за последнее десятилетие продолжительность жизни.
Достигнув в 1987 г.
высокого уровня (65 лет у мужчин и 75 лет у женщин), в 1993 г.
она снизилась до 59 лет у мужчин и до 72 лет у женщин.
Потеря воли к жизни проявляется и в росте самоубийств.
Их масштабы потрясают: с 1994 г.
ежегодно стали убивать себя
более 60 тыс.
человек.
Ежегодно от суицида в России исчезает население, равное по численности среднего по размеру города.

Самоубийств в 1990 г.
было в 2 раза больше, чем убийств, сегодня уровень самоубийств выше уровня убийств на треть.
Самая тяжёлая суицидальная ситуация (в 1,5 раза выше, чем в 1Гундарев И.
Парадоксы российских реформ.
М., 1997.

[Back]