Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 45]

пониманию равнозначности всех ценностей, их относительности, а, следовательно, в конечном счете отсутствия в них какого-либо общезначимого.
Во-вторых, нигилизм раскрывает себя в убеждении, что жизненный мир человека, общество сотканы из «психологических потребностей» и представляют собой только сеть пересекающихся частных интересов.
Отсюда вытекает идея об отсутствии в мире и обществе единой наполненной смыслом организации, порядка и целостности.

Более частным и конкретным проявлением нигилизма как социокультурного феномена является правовой нигилизм.
Следовательно, под последним надо понимать релятивизацию аксиологических установок сознания в правовой сфере, по отношению к праву.
Этому пониманию соответствуют имеющиеся в современной отечественной научной литературе определения правового нигилизма.
Так, Н.И.
Матузов определяет сущность правового нигилизма «в общем негативноотрицательном, неуважительном отношении к праву, законам,
39 нормативному порядку».
Однако обращаясь к анализу причин правового нигилизма, исследователи, например, тот же Н.И.
Матузов, часто видят их в юридическом
невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения.
Нам представляется, что такой подход является несколько поверхностным, основанным скорее на житейских наблюдениях и констатации фактов, и в силу этого, используя его, мы рискуем остаться на уровне не теоретических, а обыденных представлений.
Ибо из этого подхода
вытекает, что правовой нигилизм является просто отношением в принципе неправового сознания к праву.3839 38 См.: Хайдеггер М.
Европейский нигилизм // Хайдеггер М Время и бытие.
М., 1993.
С.
63-176.
39 Матузов Н.И.
Правовой нигилизм и правовой идеализм: Курс лекций // Теория государства и права / Под ред.
Н.И.
Матузова, Л.В.
Малько.
М., 1997.
С.
590.

45
[стр. 176]

люте ценностной иерархии приводит к пониманию равнозначности всех ценностей, их относительности, а, следовательно, в конечном счете отсутствия в них какого-либо общезначимого.
Во-вторых, нигилизм раскрывает себя в убеждении, что жизненный мир человека, общество сотканы из «психологических потребностей» и представляют собой только сеть пересекающихся частных интересов.
Отсюда вытекает идея об отсутствии в мире и обществе единой наполненной смыслом организации, порядка и целостности.

Свой вклад в исследование нигилизма как социокультурного феномена внесли и современные отечественные исследователи.
А.И.
Новиков, например, считает, что признаком нигилизма является не объект отрицания, а степень отрицания, его категоричность и всеобщность.
“Общей особенностью всех форм нигилизма является то, что в разной мере им присущи абсолютизация субъективного, точнее индивидуального начала, оценка действительности с позиции атомизированного индивида, отвергающего объективные закономерности, логику истории, коллективные интересы социальных общностей людей”1.
Более частным и конкретным проявлением нигилизма как социокультурного феномена является правовой нигилизм.
Следовательно, под последним надо понимать релятивизацию аксиологических установок сознания в правовой сфере, по отношению к праву.
Этому пониманию соответствуют имеющиеся в современной отечественной научной литературе определения правового нигилизма.
Так, Н.И.
Матузов определяет сущность правового нигилизма «в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам,
нормативному порядку»2.
Однако обращаясь к анализу причин правового нигилизма, исследователи, например, тот же Н.И.
Матузов, часто видят их в юридическом
неве1Новиков А.И.
Нигилизм и нигилисты.
М., 1972.
С.
12.
2 Матузов И.И.
Правовой нигилизм и правовой идеализм: Курс лекций //Теория государства и права / Под ред.
Н.И.
Матузова, Л.В.
Малько.
М., 1997.
С.
590.


[стр.,177]

# жестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения.
Нам представляется, что такой подход является несколько поверхностным, основанным скорее на житейских наблюдениях и констатации фактов, и в силу этого, используя его, мы рискуем остаться на уровне не теоретических, а обыденных представлений.
Ибо из этого подхода
вы• текает, что правовой нигилизм является просто отношением в принципе неправового сознания к праву.
Действительно, для сознания, в содержании которого отсутствуют правовые представления, права как реальности просто не существует.
В лучшем случае право выступает для такого сознания как объективная внешняя принудительная сила, но тогда правомернее называть это состояние сознания не правовым нигилизмом, а «правовым негативизмом», говорить о радикальном отсутствии у носителей этого явления правосознания как такового.
Тем не менее представляется, что более верно было бы понимать правовой нигилизм как проявление специфиче* ского типа правосознания и правовой культуры, базирующихся на ином, атипичном восприятии аксиологического и социорегулятивного потенциала права и диктующих иное, атипичное отношение к нему как ценности.
Придерживаясь такого понимания правового нигилизма как феномена культуры, мы солидаризируемся с позицией И.Д.
Невважая, которая представляется нам глубокой и эвристичной1.
С такой точки зрения правовой нигилизм можно объяснить подспудным социокультурным несоответствием между требованиями, предъявляемыми актуальной правовой культурой, и архетипическими в своей основе представлениями о праве и о правом.
Из этого противостояния вытекает общее негативное отношение к чуждому правопониманию и чуждой модели права в культуре.
В таком случае правовой нигилизм может быть присущ как нормативному, так и естественно-правовому типу правовой культуры.
Если ценности разных 1 Певважай И.Д.
Типы правовой культуры и формы правосознания //Правоведение.
2000.
№2.
С.27.
1 7 7

[Back]