Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 47]

обоюдному непризнанию ценностей.
В таком случае и возникает правовой нигилизм, представляющий собой не просто субъективную недооценку
нрава, обусловленную низким уровнем юридического образования, правосознания и правовой культуры, а неприятие конкретного типа правопонимания.
Корни правового нигилизма были крепки в правосознании русского народа: десятилетия правового отчуждения, отторжения права сделали свое дело сегодня мы пожинаем плоды этого застарелого порока, не искореняя, а порою даже обогащая его новым содержанием.
Верно отметил А.

Балицкий, что праву в России не повезло.
В России право отвергалось «по самым разным причинам: во имя самодержавия или анархии, во имя Христа или Маркса, во имя высших духовных ценностей или материального
равенства»41.
С ним солидарен А.
Ослунд42, утверждающий, что российское право не укоренилось достаточно прочным образом несмотря на то, что было принято множество законов и все правовые учреждения подверглись существенному переустройству, так как всегда существовал конфликт интересов реально необходимых на тот момент группе с доминирующим экономическим интересом (в момент перестройки номенклатуре) и провозглашаемым (идея правового государства противоречила самой сути деятельности номенклатуры).
В сущности, в культуре правовой нигилизм может проявляться в двух формах.
Идеологическая форма правового нигилизма проявляется в существовании теоретических концепций, доказывающих и обосновывающих несостоятельность права как социального регулятора, подрывающих его аксиологические основания.
Таковы были попытки
41 Балицкий А.
Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX начала
вв.
// Вопросы философии, 1991.
№8.
С.25.
42 Ослунд А.
Право в России // Конституционное право: восточноевропейское обозрение.
2000.
№1.
С.80.

47
[стр. 178]

типов правовой культуры несовместимы, если каждый тип культуры является специфической формой освоения, понимания, интерпретации действительности, то каждая из них либо находит в действительности или не находит то, что соответствует ее системе ценностей.
Взаимная оценка культур может привести к обоюдному непризнанию ценностей.
В таком случае и возникает правовой нигилизм, представляющий собой не просто субъективную недооценку
права, обусловленную низким уровнем юридического образования, правосознания и правовой культуры, а неприятие конкретного типа правопонимания.
Необходимо подчеркнуть, что у этого явления две взаимосвязанные стороны: помимо недооценки иного типа правопонимания, здесь присутствует также и ощущение социальной нереализованности собственного понимания права.
Корни правового нигилизма были крепки в правосознании русского народа: десятилетия правового отчуждения, отторжения права сделали свое дело сегодня мы пожинаем плоды этого застарелого порока, не искореняя, а порою даже обогащая его новым содержанием.
Верно отметил А.

Валицкий, что праву в России не повезло.
В России право отвергалось «по самым разным причинам: во имя самодержавия или анархии, во имя Христа или М аркса, во имя высших духовных ценностей или материального
равенства»1.
С ним солидарен А.
Ослунд2, утверждающий, что российское право не укоренилось достаточно прочным образом несмотря на то, что было принято множество законов и все правовые учреждения подверглись существенному переустройству, так как всегда существовал конфликт интересов реально необходимых на тот момент группе с доминирующим экономическим интересом (в момент перестройки номенклатуре) и провоз1Натцкий А.
Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX начала
XX вв.
//Вопросы философии, 199!.
№8.
С.25.
2Ослунд А.
Право в России // Конституционное право: восточноевропейское обозрение.
2000.
№1.
С.80.


[стр.,183]

туации материального и кадрового дефицита в самой системе правоохрансния.
Все чаще люди, не веря в то, что органы смогут восстановить справедливость, поймать и наказать виновных, предпочитают не заявлять о посягательствах на их права.
Здесь хотелось бы сказать и еще об одном имеющем место в нашей реальности серьезном противоречии.
Наравне с правовым нигилизмом существует и такое явление, как правовой идеализм или правовой фетишизм.
Суть его в том, что множество людей сохраняет наивную веру во всемогущество одного только принятия закона.
Тут и там слышны настойчивые требования срочного принятия того или иного закона, как будто это позволит моментально разрешить все проблемы.
Собственно, это и влечет за собой принятие массы бездействующих законов, и, в свою очередь, приводит к усилению правового нигилизма в обществе.
Это еще одна крайность в установках неразвитого и некомпетентного массового правосознания, такая же опасная, как и правовое безверие1.
Что же касается юридической необразованности населения, попросту говоря, массового незнания законов, то незнание это еще не отрицание, и потому оно не является признаком правового нигилизма.
Другое дело намеренное отвергание права, осознанное нежелание получать правовую информацию.
Но в этом случае незнание законов это уже лишь одна из характеристик правового нигилизма.
В сущности, в культуре правовой нигилизм может проявляться в двух формах.
Идеологическая форма правового нигилизма проявляется в существовании теоретических концепций, доказывающих и обосновывающих несостоятельность права как социального регулятора, подрывающих его аксиологические основания.
Таковы были попытки
отечественных правоведов сталинского периода подвести идейно-теоретическое обосно1 См.: Матузов Н.И.
Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны ‘'одной медали” //Правоведение.
1994.
№2.

[Back]