“низов” будет морально оправдано фактической дегуманизацией власти. Цивилизованное, правовое разрешение социальных конфликтов немыслимо без укорененности институтов общества в ценностном строе повседневности. Анализируя феномен правового нигилизма в социокультурном ключе, нельзя не видеть его связи с наступившим в современном российском обществе кризисом ценностей, обусловленным с одной стороны ломкой глубоко укорененных представлений в ходе реформ, а с другой действием долговременных историко-культурных факторов. 54 |
вой, в частности, культуры граждан. Естественно, должно модернизироваться законодательство. Должна проводиться регулярная работа по профилактике правонарушений, осуществляться массовое просвещение и правовое воспитание населения. Юридические вузы должны готовить по настоящему качественных специалистов. И, конечно же, должно, наконец, появиться уважение к правам и свободам личности со стороны государства. Граждане должны чувствовать себя безопасно, быть уверенными в том, что в случае проявления какой-либо несправедливости их защитят. Без этого правовая культура общества будет по существу своего содержания негативной, а противоправное поведение “низов” будет морально оправдано фактической дегуманизацией власти. Анализируя феномен правового нигилизма в социокультурном ключе, нельзя не видеть его связи с наступившим в современном российском реформирования общества, а с другой действием долговременных историко-культурных факторов, обществе кризисом ценностей, обусловленным с одной стороны ломкой глубоко укорененных представлений в ходе реформ. Более подробно к исследованию указанной связи мы обратимся в следующем параграфе. 4.2. Ценностный вакуум и правовая культура Проблема сущностной природы человека всегда была дискуссионной. Одни исследователи настаивали на естественности человеческой социальности, отмечая рациональность, солидарность, нравственность его природы. Другие полагали первичной его биологическую (животную) природу и считали, что социальность представляет собой искусственное образование, продукт целенаправленного преобразования человеческого индивидуального и группового существа. Социальные мыслители этого направления рассматривают человеческое поведение как результат нерефлексируемого действия бессознательных влечений. Например, Г. Лебон так |