Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 72]

подчеркивает В.Л.
Дорошенко71, сегодняшние разговоры о "правовом государстве" содержат противоречие в определении.
Русское понятие "государство" восходит к словам "господарь", "господь", то есть сильный, могущественный гость, чужак.
Эмоциональный пафос служения государству, царю, вождю достаточно долго на протяжении истории вытеснял из массового сознания идею прав человека, в чем, безусловно, сказывалось влияние эмоциональных социокультурных доминант.
Этикоцентрический тип отношения к государству проявляется, в первую очередь, в характерной интерпретации государства как «сверхгосударства», в мифологизации и романтизации тех или иных конкретно-исторических форм государственности.
Здесь прежде всего речь идет о российской монархии как носителе и защитнике православия.
Та же когнитивная схема легла в основание мифа о единственном в мире справедливом и гуманном советском государстве и его гениальных вождях.
Тем самым обосновывается морально-этическая сверхценность государства и соответствующий ей этос бескорыстного служения ему и в его лице абсолютному благу, лучшему будущему, некоему надличностному идеалу.
Абсолютный и надличностный характер воплощенного в образе государства добра парадоксальным образом благодаря синкретическому типу ментальности уживается на уровне социальной практики с глубокой отчужденностью от государства в лице его структур, в частности, правоохранительных.
В сознании масс образ государства как бы постоянно
раздваивается на идеальное сверхгосударство носитель добра и реальное государство, в котором нет справедливости и гуманности, царит произвол.
В рамках этого традиционного для России когнитивного парадокса пренебрежение к праву личности покоится сразу на двух основаниях.
С
71Дорошенко В.Л.
Что такое право? //ЭКО.
Новосибирск, 2002.
№ 3.
С.137.

72
[стр. 118]

была, по отношению к государству.
Государство в массовом сознании и национальной идеологии занимает высшее место в ценностной иерархии.
Личности традиционно отводится подчиненное положение, ей приписывается обязанность служить Государству, безоговорочно ставя его интересы выше своих и не задумываясь о возможном ущемлении им прав каждого конкретного человека.
Как подчеркивает В.Л.
Дорошенко1, сегодняшние разговоры о "правовом государстве" содержат противоречие в определении.
Русское понятие "государство" восходит к словам "господарь", "господь", то есть сильный, могущественный гость, чужак.
Эмоциональный пафос служения государству, царю, вождю достаточно долго на протяжении истории вытеснял из массового сознания идею прав человека, в чем, безусловно, сказывалось влияние эмоциональных социокультурных доминант.
Этикоцентрический тип отношения к государству проявляется, в первую очередь, в характерной интерпретации государства как «сверхгосударства», в мифологизации и романтизации тех или иных конкретноисторических форм государственности.
Здесь прежде всего речь идет о российской монархии как носителе и защитнике православия.
Та же когнитивная схема легла в основание мифа о единственном в мире справедливом и гуманном советском государстве и его гениальных вождях.
Тем самым обосновывается морально-этическая сверхценность государства и соответствующий ей этос бескорыстного служения ему и в его лице абсолютному благу, лучшему будущему, некоему надличностному идеалу.
Абсолютный и надличностный характер воплощенного в образе государства добра парадоксальным образом благодаря синкретическому типу ментальности уживается на уровне социальной практики с глубокой отчужденностью от государства в лице его структур, в частности, правоохранительных.
В сознании масс образ государства как бы постоянно
раз1Дорошенко В.Л.
Что такое право? //ЭКО.
Новосибирск, 2002.
№ 3.
С.
137.


[стр.,119]

дваивается на идеальное сверхгосударство носитель добра и реальное государство, в котором нет справедливости и гуманности, царит произвол.
В рамках этого традиционного для России когнитивного парадокса пренебрежение к праву личности покоится сразу на двух основаниях.
С
одной стороны, понимание государства как сверхценности оправдывает любые ограничения, накладываемые им на личность, а с другой неразвитость сознания личностью собственных прав и прав окружающих вписывается в общий противоправно-нигилистический контекст.
Этому способствует и само государство, которое в России никогда не было в полном смысле этого понятия правовым.
Собственно говоря, взаимоотношения государства и индивида, чтобы быть правовыми, должны основываться на правовых началах, то есть быть договорными, предполагать отношения взаимообменного характера: государство опирается на лояльность граждан, гарантируя им соблюдение и защиту их личных прав и свобод.
На российской же почве отношения между личностью и государством всегда, независимо от политического и социального строя, основывались на принципе любви гражданина к государству просто потому, что это «свое», российское государство.
А принцип любви вовсе не предполагает взаимности со стороны предмета любви.
Зато он предполагает самоотдачу без всякого воздаяния.
В советском, авторитарном (а в 20-е —начало 50-х гг.
тоталитарном) по своему типу государстве превалировала установка по отношению к гражданину как не вполне полноценному существу, которого надо опекать, наставлять на путь истинный и пресекать, если нужно.
Обязанности граждан перед государством были значительно важнее их права и свобод.
В свою очередь, обыденное массовое сознание было иждивенчески-пассивным.
Поэтому патерналистскими мотивами было проникнуто и обыденное правосознание, подкрепляемое идеологемами "социалистической" правовой идеологии.
И даже в настоящее время, в период заявленных демократических преобразований, государство как основной субъект, формирующий право,

[Back]