Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 85]

российского общества точно также ведет к негативным реакциям и усугубляет нигилистические настроения в массах.
К этом}' можно добавить ведомственный произвол в корректировке и толковании законов, направленный, как правило, на ущемление прав и интересов граждан, отсутствие эффективного механизма зашиты прав личности, в силу чего граждане не могут оказать сопротивления несправедливым действиям чиновников.
В результате складывается ситуация, при которой “правовая индифферентность и отчужденность становятся неотъемлемыми чертами образа жизни личности”84.
Население перестает воспринимать право как социально ценный институт, теряет доверие и всякий интерес к нему.
Происходит то, что называется отчуждением общества от права.

Необходимо понимать, что в конечном счете преодоление нигилистических настроений в массах зависит от формирования в России гражданского общества как социальной основы правовой жизни.
Подлинный правопорядок не устанавливается государством, а складывается в недрах гражданского общества, члены которого на собственном опыте убедились, что лишь так они могут гарантировать свою свободу, безопасность и собственность.
Самоограничение государства правом никогда не будет до конца последовательным и безусловным, если за правом не стоит гражданское общество, породившее и защищающее его.
Российское государство, еще в недавнем прошлом бывшее тоталитарным, сделало немало для обеспечения формирования гражданского общества.
Теперь дело за гражданами, ибо государство в силу своей природы будет им только мешать: не защищать свободную конкуренцию, а препятствовать ей, финансово-административными мерами "привязывать" к себе бизнес и прессу, развивать не судебные, а административные 84 Гошан В.
Правовой нигилизм: пути преодоления // Советская юстиция, 1990.
№9.
С.4-5.

85
[стр. 180]

ущемляя при этом права и интересы граждан, если учесть, что в нашей стране еще не сформировался эффективный механизм зашиты прав личности, по причине чего граждане не могут оказать заметного сопротивления несправедливым действиям чиновников, то становится абсолютно объяснимой ситуация, при которой “правовая индифферентность и отчужденность становятся неотъемлемыми чертами образа жизни личности” 1.
Население перестает воспринимать право как социально ценный институт, теряет доверие и всякий интерес к нему.
П роисходит то, что называется отчуждением общества от права.

Различие между социальной системой и жизненным миром присуще не одной России, но только здесь оно доходит до глубокого внутреннего раскола и составляет главную черту организма нации.
Объяснять его можно разными причинами мобилизационным характером модернизации, устойчивостью элементов традиционного жизненного уклада, отсутствием подлинного просвещения, искусственностью идеологических парадигм, культивируемой пропастью между властью и народом и т.д.
Но названному несоответствию между официальной и реальной жизнью народа можно найти и другое, более простое название социальная безнравственность.
Не четко соблюдаются должностные обязанности, не вовремя выполняются договоры, не в срок выплачиваются долги, утаивается истинное положение вещей, нарушаются законы, условия и правила, пренебрегаются общественные интересы, ищутся обходные “левые” пути, возникают правовые и нравственные компромиссы, не платятся налоги и т.д., не говоря уже о готовности к элементарным нарушениям нравственного достоинства таковы причины, создающие разрыв между системой и тем, как она функционирует в действительности.
Устранить этот разрыв значит восстановить нравственное здоровье общества, привести в соответствие действия общества тому, что оно само утверждает.
1ГЪйман ft.
Правовой нигилизм: пути преодоления // Советская юстиция.
1990.
№9.
С.4-5.

[Back]