139 либо бездарно и экономически неэффективно расходуется на всякого рода «государственные программы». Налоговая система является творением государства. Поэтому чтобы добиться изменения налоговой системы, надо в первую очередь добиться изменения той доктрины, которой руководствуется государство, осуществляя свою налоговую деятельность, в том числе устанавливая налоги, выстраивая их систему и осуществляя их взимание. Сущностью доктрины, которой государство в настоящее время руководствуется при осуществлении своей налоговой деятельности, является принцип «максимально возможного взимания налогов». Натоговые реформы, которые государство проводит время от времени, происходят не в результате изменения налоговой доктрины, а в силу главным образом двух причин. Вопервых, обнаружившейся неэффективности действующей налоговой системы. Причем, эта неэффективность проявляется главным образом в том, что государство обнаруживает, что оно не в состоянии собрать посредством налогов те деньги, которые могло бы собрать. Во-вторых, совершенно очевидно проявляющегося отрицательного отношения налоговой системы на экономическое развитие общества, в результате чего самому же государству становится очевидным, что оно находится в состоянии субъекта, рубящего сук, на котором сидит. В итоге государство идет на реформы, само же порой инициируя их. По эти реформы направлены на повышение эффективности налогообложения в том духе, чтобы взять с общества побольше, однако без ярко выраженных отрицательных социальных, экономических и политических последствий. Поэтому так называемые «научные основы налогообложения» зачастую сводятся лишь к более утонченным и ухищренным способам взимания налогов без сокращения общей массы поступлений и нередко к оправданию налогового произвола со стороны государства.* Наступил, по нашему мнению, исторический период, когда от доктрины «максимально возможного взимания налогов» следует переходить к доктрине, |
венным апларатом или же экономически неэффективно расходуется на всякого рода «государственные программы». Налогипорождекы государством. Поэтому, чтобы добиться изменения налоговой системы, надо в первую очередь добиться изменения той доктрины, которой руководствуется государство, осуществляя свою налоговую деятельность, в том числе, устанавливая налоги, выстраивая их систему и осуществляя их взимание. Сущностью доктрины, которой государство в настоящее время руководствуется при осуществлении своей налоговой деятельности, является принцип «максимально возможного взимания налогов». Налоговые реформы, которые государство проводит время от времени, происходят не в результате стремления государства самоограничить свои потребности и уменьшить в связи с этим налоговый гнет на общество, а в силу главным образом двух причин. Во-первых, обнаружившейся неэффективности действующей налоговой системы. Причем, эта неэффективность проявляется главным образом в том, что государство обнаруживает, что оно не в состоянии собрать посредством налогов те деньги, которые могло бы собрать. Во-вторых, совершенно очевидно проявляющегося отрицательною воздействия налоговой системы на экономическое развитие общества, в результате чего самому же государству становится очевидным, что оно находится в состоянии субъекта, рубящего сук, на котором сидит. В итоге государство идет на реформы, само же порой инициируя их. Но эти реформы направлены на повышение эффективности налогообложения в том духе, чтобы взять с общества побольше, однако без ярко выраженных отрицательных социальных, экономических и политических последствии. Поэтому так называемые «научные основы налогообложения» зачастую сводятся лишь к более утонченным и ухищренным способам взимания налогов без сокращения общей массы поступлений и, нередко, к оправданию налогового произвола со стороны государства. Представляется, что от доктрины «максимально возможного взимания налогов», которой в настоящее время руководствуется государство, необходимо перейти к доктрине «минимальной достаточности государства». Если сутью налогообложения, осуществляемого в соответствии с первой доктриной, выступает принцип «Взять с общества налогов столько, сколько оно в состоянии дать» (максимизация налогов), то принципом второй доктрины выступает: «Общество дает государство лишь столько налогов, сколько необходимо государству для удовлетворения потребностей |