которую мы предложили назвать «минимальной достаточности государства». Если сутью налогообложения, осуществляемого в настоящее время в соответствии с первой доктриной, выступает принцип «Взять с общества налогов столько, сколько оно в состоянии дать» (максимизация налогом), то принципом второй доктрины выступает: «Общество даст государство лишь столько налогов, сколько необходимо государству для удовлетворения потребностей общества в государственных услугах». То есть в основе налоговой деятельности государства должна лежать минимизация налогов. При этом следует руководствоваться правилом: «Хорошее государство — не то, которое имеет много доходов, а то, которое имеет мало расходов». Реализация данной концепции потребует повышения политической активности общества, его консолидации и самоорганизации, превращения общества в самодостаточную политическую силу, способную реально влиять не только на финансовую политику государства, но и на формирование той идеологически господствующей доктрины, которой оно должно руководствоваться в процессе осуществления своей налоговой деятельности. Кроме того, это потребует пересмотра места и роли государства в политической системе и соответственно пересмотра объемов и параметров его финансовой деятельности. Этот пересмотр видится, прежде всего, в двух взаимосвязанных направлениях. Первое из них — трансформация функций государства в сторону их сокращения, сужения и ограничения сферы применения. Следствием этого должен наступить отказ от финансирования по линии государства тех мероприятий, которые не обусловлены существованием государства и возложенными на него задачами. В основном это касается экономических проектов, исходя из того, что в условиях рыночной экономики она должна функционировать на базе самофинансирования. Но в значительной степени это должно коснуться и социальных программ. Определяющим в данном случае выступает гезис: «Здоровый должен помочь больному, но работающий вовсе не обязан содержать бездельника». Второе направление -— |
венным апларатом или же экономически неэффективно расходуется на всякого рода «государственные программы». Налогипорождекы государством. Поэтому, чтобы добиться изменения налоговой системы, надо в первую очередь добиться изменения той доктрины, которой руководствуется государство, осуществляя свою налоговую деятельность, в том числе, устанавливая налоги, выстраивая их систему и осуществляя их взимание. Сущностью доктрины, которой государство в настоящее время руководствуется при осуществлении своей налоговой деятельности, является принцип «максимально возможного взимания налогов». Налоговые реформы, которые государство проводит время от времени, происходят не в результате стремления государства самоограничить свои потребности и уменьшить в связи с этим налоговый гнет на общество, а в силу главным образом двух причин. Во-первых, обнаружившейся неэффективности действующей налоговой системы. Причем, эта неэффективность проявляется главным образом в том, что государство обнаруживает, что оно не в состоянии собрать посредством налогов те деньги, которые могло бы собрать. Во-вторых, совершенно очевидно проявляющегося отрицательною воздействия налоговой системы на экономическое развитие общества, в результате чего самому же государству становится очевидным, что оно находится в состоянии субъекта, рубящего сук, на котором сидит. В итоге государство идет на реформы, само же порой инициируя их. Но эти реформы направлены на повышение эффективности налогообложения в том духе, чтобы взять с общества побольше, однако без ярко выраженных отрицательных социальных, экономических и политических последствии. Поэтому так называемые «научные основы налогообложения» зачастую сводятся лишь к более утонченным и ухищренным способам взимания налогов без сокращения общей массы поступлений и, нередко, к оправданию налогового произвола со стороны государства. Представляется, что от доктрины «максимально возможного взимания налогов», которой в настоящее время руководствуется государство, необходимо перейти к доктрине «минимальной достаточности государства». Если сутью налогообложения, осуществляемого в соответствии с первой доктриной, выступает принцип «Взять с общества налогов столько, сколько оно в состоянии дать» (максимизация налогов), то принципом второй доктрины выступает: «Общество дает государство лишь столько налогов, сколько необходимо государству для удовлетворения потребностей 360 общества в государственных услугах». То есть в основе налоговой политики государства должна лежать минимизация налогов. При этом следует руководствоваться правилом: «Хорошее государство не то, которое имеет много доходов, а то, которое дает возможность иметь много доходов обществу». Реализация данной концепции потребует повышения политической активности общества, его консолидации и самооргаігизации, превращения общества в самодостаточную политическую силу, способную реально влиять не только на финансовую политику государство, но и на формирование той идеологически господствующей доктрины, которой оно должно руководствоваться в процессе осуществления своей налоговой деятельности. Кроме того это потребует пересмотр места и роли государства в политической 9 системе и, соответственно, пересмотра объемов и параметров его финансовой деятельности. Этот пересмотр видится прежде всего в двух взаимосвязанных направлениях. Первое из них трансформация функций государства в сторону их сокращения, сужения и ограничения сферы применения. Следствием этого должен наступить отказ от финансированию по линии государства тех мероприятии, которые не обусловлены существованием государства и возложенными на него задачами. В основном это касается экономических проектов, исходя из того, что в условиях рынка экономика должна функционировать на базе самофинансирования. В значительной степени это должно коснуться и социальных программ. Определяющим в данном случае выступает тезис: «Здоровый должен помочь больному, но работающий вовсе не обязан содержать бездельника». Второе направление сокращение на основе трансформации функций государства численности государственного аппарата и его оптимизация. Все это приведет к сокращению государственных расходов, что выступит предпосылкой сокращения размеров налогообложения. Естественно, что, во-первых, само государство (в первую очередь аппарат исполнительных органов власти) такой подход не устроит и оно вряд ли разделит с кемлибо ныне принадлежащее ему единоличное право устанавливать налоги и распоряжаться по своему усмотрению Полученными доходами власть и деньги никто добровольно не отдаст. Во-вторых, установитъ, какие услуги государства действительно * необходимы обществу, рассчитать, сколько денег потребуется государству, чтобы оно могло осуществить эти услуги, и на этой основе определить размеры налогооб |