Проверяемый текст
Бродский, Григорий Михайлович; Государство и налогообложение (Диссертация 2002)
[стр. 56]

Этот принцип вытекает из положений Конституции Российской Федерации, а также норм Налогового кодекса, предусматривающих, что право установления, введения, изменения и отмены налогов принадлежит представительным (в соответствующих случаях — законодательным) органам государственной власти.
Таким образом, налоговое законодательство в основном представлено актами представительных органов государственной власти.
Посредством этих актов устанавливаются и основные элементы налогообложения.

2.
Принцип соблюдения прав субъектов налоговых отношений.
Данный принцип определяет, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».
Следовательно, акты налогового законодательства, противоречащие или иным образом
нс соответствующие Конституции Российской Федерации, нс могут считаться правомерными.
Надо признать, что данный принцип один из самых труднореализуемых.

Дело в том, что институт налогов с нормативно-правовых позиций представляет собой ограничение прав.
Не говоря уже о том, что налог, представляя собой отчуждение собственности, есть принудительное прекращение права собственности, защита которой гарантируется Конституцией, налогообложение всегда лишает налогоплательщиков определенной суммы денег.
это в свою очередь снижает их возможности по реализации тех конституционных правомочий, осуществление которых может потребовать денежных затрат.
Кроме того, конструкция некоторых налогов прямо влияет на реализацию определенных конституционных прав граждан.

Оценки соответствия существа отдельных видов налогов и сборов конституционным правам и свободам граждан пока еще не производилось.
Л то, что некоторые виды налогов и
[стр. 153]

153 Полагаем, что данное положение, как это было отмечено выше, есть частное проявление принципа равенства налогообложения.
Б.
Ю ридические принципы налогообложения.
Юридические принципы налогообложения получили более четкое освещение в законодательстве.
В их числе можно назвать следующие принципы.
1.
Принцип верховенства представительных органов при установлении и отмене налогов.
Этот принцип вытекает из положений Конституции Российской Федерации, а также норм Налогового кодекса, предусматривающих, что право установления, введения, изменения и отмены налогов принадлежит представительным (в соответствующих случаях законодательным) органам государственной власти.
Таким образом налоговое законодательство в основном представлено актами представительных органов государственной власти.
Посредством этих актов устанавливаются и основные элементы налогообложения!
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, во-первых, в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (налоговым законодательством), вовторых, в соответствии с этим законодательством, в-третьих, эти акты не могут изменять или дополнять налоговое законодательство, в-четвертых, если эти акты противоречат налоговому законодательству, то они являются недействительными (пункт 1 статьи 4 Налогового кодекса).
Нормативные правовые акты по вопросам налогообложения Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов, Государственного таможенного комитета, органов государственных внебюджетных фондов в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Налогового кодекса вообще не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
Акты перечисленных органов, которые, заметим, относятся к ветви органов ис0

[стр.,154]

полнительной власти» занимают подчиненное положение по отношению к налоговым актам, принятых представительными органами.
2.
Принцип соответствия актов законодательства о налогах Конституции Российской Федерации.
Данный принцип определяется пунктом 2 статьи 4 Конституции, согласно которому Конституция Российской Федерации имеет верховенство на всей территории Российской Федерации, и пунктом 1 статьи 15, устанавливающего, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Закоісы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».
Следовательно, акты налогового законодательства, противоречащие или иным образом
не соответствующие Конституции Российской Федерации, не могут считаться правомерными.
Кроме того статья 125 Конституции Российской Федерации устанавливает, что акты (в том числе, естественно, и налогово-правовые) или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
С сожалением приходится констатировать, что принцип конституционной законности нередко подменяется принципом целесообразности, когда финансовые интересы государства ставятся выше требований Конституции.
Это имеет место не только в практике налоговой деятельности государства, но и при принятии актов налогового законодательства, включая Налоговый кодекс.
Более того, перед натиском необходимости решения текущих финансовых проблем не смог устоять даже Конституционный Суд, который, можно сказать, «по должности» обязан быть выше любых соображений меркантильного свойства и для которого защита Конституции является главным делом.
< Такой подход Конституционный Суд продемонстрировал, рассматривая дело о конституционности постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1995 №197 «О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции».
Признав данное постановление незаконным, Конституционный Суд в то же время постановил, что оно утрачивает силу лишь по истечении шести месяцев с момента провозглашения решения Кон

[стр.,161]

161 Надо признать, что данный принцип один из самых трудно осуществимых.
Дело в том, что налогообложение по своей сути представляет собой ограничение прав.
Налог, представляя собой принудительное отчуждение денежных средств, уже есть ограничение права собственности, защита которой гарантируется Конституцией.
Кроме того налог всегда лишает налогоплательщиков определенной суммы денег.
А это в свою очередь снижает их возможности по реализации тех конституционных правомочий, осуществление которых может потребовать денежных затрат.
Кроме того конструкция некоторых налогов прямо влияет на реализацию определенных конституционных прав граждан.

Например, земельный налог выступает препятствием осуществлению гражданами своего права иметь в частной собственности землю, что закреплено статье 36 Конституции; налог на наследование противоречит конституционному установлению, согласно которому «право наследования гарантируется» (пункт 4 статьи 35 Конституции); налог на дарение, обременяя одаряемого, затрудняет дарителю реализацию своего правомочия по распоряжению имуществом (пункт 2 статьи 35 Конституции); налог на рекламу легко можно истолковать как прямое нарушение конституционного права свободно передавать, производить и распространять информацию (пункт 4 статьи 29 Конституции); дорожный и транспортный налог вступают в противоречие с правом свободы передвижения (пункт 1 статьи 27 Конституции); государственная пошлина препятствует реализации гарантированного гражданам Конституцией права на судебную защиту (пункт 1 статьи 46 Конституции) и т.
п.
Следует отметить, что некоторые виды налогов и сборов уже рассматривались Конституционным Судом Российской Федерации на предмет их соответствия конституционным правам и свободам граждан.
В результате, Конституционный Суд пришел, в частности, к выводу, что чрезмерно высокий сбор при регистрации граждан по месту жительства для малообеспеченных граждан означает ограничение предусмотренного статьей 27 Конституции Российской Федерации права на свободу передвижения и выбора места жительства138.
Введение необоснованно высоких, т.
е.
чрезмерных изъятии из доходов, полученных от занятия определенными видами деятельности (нотариальная, аудиторская, адвокатская практика и т.
д.), препятствует осущестш См.: Постановление КонституционногоСуда Российской Федерации от 4 апреля 1996 года №9 П.

[Back]