Проверяемый текст
Бродский, Григорий Михайлович; Государство и налогообложение (Диссертация 2002)
[стр. 57]

сборов не согласуются с провозглашенными в Конституции Российской Федерации правами и свободами человека и гражданина, в общем-то сомнений не вызывает.
И основной причиной тому выступает то обстоятельство» что в настоящий момент государство больше озабочено формированием эффективной (т.

с.
с фискальной точки зрения доходной) системы обложения, а не обеспечением и защитой права и свобод
іраждан.
Эго и приводит к возникновению противоречия между системой налогообложения и конституционным статусом личности.
3.
Принцип возникновения налогового обязательства лишь на основе законно установленного налога.

Данный принцип предусматривает, что налоги могут устанавливаться, вводиться, изменяться и отменяться только представительными органами государственной власти: федеральные налоги — Государственной Думой с одобрения Совета Федерации, региональные налоги законодательными представительными органами местного самоуправления с учетом положений Налогового кодекса.
И это должно производиться правовым актом определенной юридической формы.

При этом данные акты должны приниматься в определенном порядке (в частности, некоторые из них при обязательном участии исполнительных органов государственной власти).
Поэтому налоги, установленные, введенные или измененные с нарушением установленного порядка, обязанности по их уплате не порождают, и лица» не уплатившие таких налогов, к юридической ответственности за нарушение налогового законодательства привлекаться не должны.
Частичным проявлением этого принципа является принцип верховенства Налогового кодекса в системе налогового законодательства.

К этому примыкает и принцип приоритета налогового закона над неналоговым, который, правда, касается в основном федеральных налогов — эти налоги устанавливаются исключительно через Налоговый кодекс Российской Федерации.
[стр. 155]

ституционного Суда.
Такой вывод был мотивирован тем, что лицензионный сбор является источником доходной части федерального бюджета, а немедленная утрата силы оспариваемого постановления Правительства Российской Федерации может повлечь неисполнение федерального бюджета в полном объеме и это приведет к нарушению конституционных прав и свобод граждан133.
Ссылка в данном случае на конституционные права и свободы граждан как основание продления срока действия незаконного постановления Правительства выглядит явной натяжкой, поскольку эти права и свободы не могут защищаться путем сохранения и продления действия неконституционного правового акта.
Наоборот, конституционные права и свободы были нарушены принятием данного акта.
Поэтому немедленная его отмена и есть защита конституционных прав и свобод граждан.
«Победа» принципа финансовой целесообразности над принципом конституционной законности была также зафиксирована, по нашему мнению, в таких постановлениях Конституционного Суда, как постановление от 17 декабря 1996 года №20П, которым Суд признал законность бесспорного взыскания недоимки и пени, что является нарушением статьи 35 Конституции, а также постановление от 23 декабря 1997 года №21-П, которьім Суд урайнял очередность удовлетворения требований о взыскании налогов и заработной платы, что является нарушением статей 2, 7 и 37 Конституции Российской Федерации.
3» Принцип возникновения налогового обязательства лиш ь на основе законно установленного налога.

Статья 57 Конституции Российской Федерации предусматривает, что только законно установленные налоги порождают обязанность их уплаты.
Аналогичная норма, с распространением ее на всех лиц (т.
е.
физических лиц и организаций), содержится и в Налоговом кодексе.
Данный принцип предусматривает, что налоги могут устанавливаться, вводиться, изменяться и отменяться только представительными органами государственной власти: федеральные налоги Государственной Думой с одобрения Совета Федерации, региональные налоги законодательными (представительными) органами
См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 1997 года//Российская газета, 26 февраля 1997 года.


[стр.,156]

субъекта Российской Федерации с учетом положений, предусмотренных Налоговым кодексом, местные налоги представительными органами местного самоуправления с учетом положений Налогового кодекса.
И это должно производиться правовым актом определенной юридической формы.

Так, федеральные налоги должны устанавливаться Налоговым кодексом Российской Федерации, региональные налоги законами субъектов Российской Федерации и частично Налоговым кодексом Российской Федерации, местные налоги нормативными актами представительных органов местного самоуправления и частично Налоговым кодексом.
При этом данные акты должны приниматься в определенном порядке (в частности, некоторые из них при обязательном участии исполнительных органов государственной власти).
Поэтому налоги, установленные, введенные или измененные с нарушением установленного порядка, обязанности по их уплате не порождают, и лица, не уплатившие таких налогов, к юридической ответственности за нарушение налогового законодательства привлекаться не должны.
Частичным проявлением этого принципа является принцип верховенства Налогового кодекса в системе налогового законодательства.

Это выражается в том, что, во-первых, федеральные налоги и сборы устанавливаются, вводятся, изменяются и отменяются исключительно через Налоговый кодекс Российской Федерации.
Во-вторых, весть перечень налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации (т.
е.
федеральных, региональных и местных) определяется Налоговым кодексом.
В-третьих, целый ряд условий налогообложения (или элементов налогов) устанавливаются только в Налоговом кодексе.
В-четвертых, нормативные правовые акты о налогах и сборах, не соответствующие Налоговому кодексу, признаются в установленном законодательством порядке недействительными.
К этому примыкает и принцип приоритета налогового закона над неналоговым, который, правда, касается в основном федеральных налогов эти налоги устанавливаются исключительно через Налоговый кодекс Российской Федерации.

4.
Принцип установления всех элементов налога непосредственно в актах законодательства о налогах.
Пункт 6 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает следующее: «При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения».


[стр.,162]

162 влению индивидуальной предпринимательской деятельности, что приводит к нарушению статьи 34 Конституции Российской Федерации139.
Правда, в перечисленных случаях Конституционный Суд оценивал налоги и сборы, взяв за основу лишь один их аспект, завышенный размер.
Оценки же соответствия существа отдельных видов налогов и сборов конституционным правам и свободам граждан пока еще не производилось.
А то, что некоторые виды налогов и і сборов не согласуются с провозглашенными в Конституции Российской Федерации правами и свободами человека и гражданина, в общем-то сомнений не вызывает.
И основной причиной тому выступает то обстоятельство, что в настоящий момент государство больше озабочено формированием эффективной (т.

е.
с фискальной точки зрения доходной) системы обложения, а не обеспечением и защитой права и свобод
граждан.
Это и приводит к возникновению противоречия между системой налогообложения и конституционным статусом личности.
7.
Принцип правовой определенности налогового обязательства.
Этот принцип реализует с,ебя в нескольких моментах.
Во-первых, в обеспечении информированности налогоплательщиков о состоянии налогового законодательства, что в первую очередь выражается в установлении процедуры обязательной публикации налоговых законов.
Конституция Российской Федерации устанавливает следующее: «Законы подлежат официальному опубликованию.
Неопубликованные законы не применяются.
Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (куда, естественно, входит и обязанность уплаты налогов Г.
Б.), не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (пункт 3 статьи 1$ Конституции).
Кроме того статья 29 Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам право получать инфбрмацию (в том числе и касающуюся налогообложения) любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.
Это положение иногда в литературе именуют «принципом публичности и гласности в налоговых отношениях».
,39См..
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 года № 7 П.

[Back]