Проверяемый текст
Зимовина, Ольга Алексеевна; Индивидуализация обучения в вузе с учетом доминирующих когнитивных стилей студентов (Диссертация 2001)
[стр. 100]

определяют мотивацию как один конкретный мотив, как единую систем у м отивов и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.
Н аиболее полным является определение мотива, предлож енное одним из ведущих исследователей этом проблемы — Л.
И.
Божович.
Согласно Л.
И.
Божович, в качестве мотивов могут выступать предметы внеш него мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом, все то, в чем нашла воплощ ение потребность.
Такое определение мотива снимает многие противоречия в его толковании, где объединяю тся энергетическая, динамическая и содержательная стороны.
При этом подчеркивается, что понятие «мотива» уж е понятия «мотивация», которое выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а
’также способы осущ ествления конкретных форм деятельности.
Продуктивным в изучении мотивации (В.

С.
Лгеев, Д ж .
Аткинсон, Л, И.
Божович, Б.
И.
Додонов, А.
М аслоу)
является представление о мотивации как о сложной системе, в которую включены определенны е иерархизированные структуры.
При этом структура понимается как относительно устойчивое единство элементов, их отнош ений и целостности объекта; как инвариант системы.
Анализ структуры мотивации позволил В.

С.
А гееву выделить в ней а) единство процессуальных и дискретных характеристик и б) двухмодальнос, т.
с.
положительное и отрицательное основания ее составляющих.
Важно также положение исследователей о том, что структура мотивационной сферы является не застывшей, статической, а развивающимся, изменяющимся в процессе жизнедеятельности образованием.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, — в данном случае деятельность учения, учебную деятельность.
Как и лю бой другой вид, учебная мотивация оп ределяется целым рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, факторов.
Во-первых, она определяется самой образовательной
[стр. 234]

а также к методам ее изучения (Б.
Г.
Ананьев, В.
Г.
Асеев, Дж.
Аткинсон, Л.
И.
Божович, К.
Левин, А.
Н.
Леоктьев, М.
Ш.
Магомет-Эминов, А.
Маслоу, Ж.
Нюттен, С.
Л.
Рубинштейн, 3.
Фрейд, П.
Фресс, В.
Э.
Чудновский, П.
М.
Якобсон и др.).
Основным методологическим принципом, определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положение о единстве динамической (энергетической) и содержательно-смысловой сторон мотивации.
Активная разработка этого принципа связана с исследованием таких проблем, как система отношений человека (В.
Н.
Мясищев), соотношение смысла и значения (А.
Н.
Леонтьев), интеграция побуждений и их смысловой контекст (С.
Л.
Рубинштейн), направленность личности и динамика поведения (Л.
И.
Божович, В.
Э.
Чудновский), ориентировка в деятельности (П.
Я.
Гальперин) и т.
д.
В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека — его поведения, деятельности.
В исследованиях отмечается, что мотивационная система человека имеет гораздо более сложное строение, чем простой ряд заданных мотивационных констант.
Она описывается исключительно широкой сферой, включающей в себя и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но выполняет важную для человека функцию, давая ему ту смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждения, без которой текущие заботы повседневности теряют свое значение.
Понимаемая как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности мотивация изучается в самых разных аспектах; в силу чего это понятие трактуется авторами по-разному.
Исследователи определяют мотивацию как один конкретный мотив, как единую систему мотивов и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.


[стр.,235]

Наиболее полным является определение мотива, предложенное одним из ведущих исследователей этом проблемы — Л.
И.
Божович.
Согласно Л.
И.
Божович, в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом, все то, в чем нашла воплощение потребность.
Такое определение мотива снимает многие противоречия в его толковании, где объединяются энергетическая, динамическая и содержательная стороны.
При этом подчеркивается, что понятие «мотива» уже понятия «мотивация», которое выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а
'также способы осуществления конкретных форм деятельности, Продуктивным в изучении мотивации (В.
Г.
Асеев, Дж.
Аткинсон, Л.
И.
Божович, Б.
И.
Додонов, А.
Маслоу,
Е.
И.
Савонько) является представление о мотивации как о сложной системе, в которую включены определенные иерархизированные структуры.
При этом структура понимается как относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта; как инвариант системы.
Анализ структуры мотивации позволил В.

Г.
Асееву выделить в ней а) единство процессуальных и дискретных характеристик и б) двухмодальное, т.
е.
положительное и отрицательное основания ее составляющих.
Важно также положение исследователей о том, что структура мотивационной сферы является не застывшей, статической, а развивающимся, изменяющимся в процессе жизнедеятельности образованием.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, — в данном случае деятельность учения, учебную деятельность.
Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, факторов.
Во-первых, она определяется самой образовательной
системой, образовательным учреждением; во-вторых, — организацией обра

[Back]