Проверяемый текст
Зимовина, Ольга Алексеевна; Индивидуализация обучения в вузе с учетом доминирующих когнитивных стилей студентов (Диссертация 2001)
[стр. 47]

регулировании познавательных процессов при получении и переработке информации; 4) когнитивные стили выступали как «посредники» м еж ду субъектом и окружающей действительностью.
Развитие когнитивной психологии способствовало формированию понятия когнитивных стилей, которые изучались как самостоятельные психологические феномены.
Понятие когнитивного стиля было введено в психологию как
опрела генный коррелят представлению о личностной обусловленности процесса познания, обозначающ ий, что любая информационная или операциональная модель в сознании субъекта получает личностную интерпретацию.
Понятие “когнитивный
стиль”, определяющ ее индивидуальные способы познания, возникло при изучении личностных характеристик, детерминирующих чувственную активность человеческого восприятия реальности.
В работах начата разработка «стилевого направления» А.
Адлера и введено понятие “стиль жизни”, что во многом определило позицию и методологию исследования стилей в западной психологии, которая строится на следую щ их основных положениях: стиль представляет собой проявление целостной индивидуальности; стиль связан с определенной направленностью и системой ценностей личности; стиль выполняет компенсаторную функцию, помогая индивидуальности наиболее эффективно приспособиться к требованиям среды
(1986).
Проблема разработки стилевых характеристик индивидуальности связана с работами Г.
Оллпорта, который ввел понятие мотивационных черт, имеющих большое значение при организации поведения, и стилевых черт личности, определяющих способы и средства достижения поставленных целей (1937).

В дальнейшем понятие “стиль” широко применяется в исследованиях, связанных с изучением личности в педагогике и психологии, и используется
как метафоричсски-описательный конструкт, характеризующий интегральные характеристики человека и определяющий особенности его поведения в жизненных ситуациях.
Выдвигается гипотеза о том, что стилевые характеристики должны проявляться в самых различных действиях субъекта.

47
[стр. 114]

ГЛАВА III.
П ЕДА ГО ГИ ЧЕСК И Х О СН О ВЫ У ЧЕТА КО ГН И ТИ ВН Ы Х С Т И Л ЕЙ В У ЧЕБН О -В О С П И ТА ТЕЛ ЬН О М П РО Ц ЕС С Е ВУЗА.
3.1.
И сследование когнитивны х стилей в зарубежной науке.
Понятие "стиль" в психологии использовалось для объяснения процессуальных проявлений индивидуальной природы психической активности человека.
Термин "когнитивный стиль" использовался в более узком смысле как устойчивая характеристика индивидуальных различий в способах организации познавательных процессов, переработки информации и приобретаемого опыта.
В зарубежной психологии стилевые особенности индивидуальности наиболее активно исследовались в русле когнитивной психологии, начиная с 50-х г.
XX столетия.
Понятие "когнитивный стиль" использовалось для того, чтобы, с одной стороны, обозначить межиндивидуальные различия в процессах получения и переработки информации, и, с другой стороны, чтобы выделить типы людей в зависимости от особенностей их когнитивной организации.
Статус понятия "когнитивный стиль" предполагал учет следующих обстоятельств: 1) индивидуальные различия в степени успешности интеллектуальной деятельности, выявляемые на основе интеллектуальных тестов, отграничивались от индивидуальных различий в области восприятия и переработки полученной информации; 2) когнитивные стили, характеризуя познавательную деятельность, рассматривались как личностная организация в целом; 3) основная функция когнитивного стиля заключалась в координации и регулировании познавательных процессов при получении и переработке инч формации; 4) когнитивные стили выступали как "посредники" между субъектом и окружающей действительностью.
Развитие когнитивной психологии способствовало формированию понятия когнитивных стилей, которые изучались как самостоятельные психологические феномены.
Понятие когнитивного стиля было введено в психологию как
определенный коррелят представлению о личностной обусловленно114

[стр.,115]

сти процесса познания, обозначающий, что любая информационная или one* рациональная модель в сознании субъекта получает личностную интерпретацию.
Понятие “когнитивный
стиль1’, определяющее индивидуальные способы познания, возникло при изучении личностных характеристик, детерминирующих чувственную активность человеческого восприятия реальности.
В работах начата разработка «стилевого направления» А.
Адлера и введено понятие “стиль жизни”, что во многом определило позицию и методологию исследования стилей в западной психологии, которая строится на следующих основных положениях: стиль представляет собой проявление целостной индивидуальности; стиль связан с определенной направленностью и системой ценностей личности; стиль выполняет компенсаторную функцию, помогая индивидуальности наиболее эффективно приспособиться к требованиям среды
(1956).
Проблема разработки стилевых характеристик индивидуальности связана с работами Г.
Оллпорта, который ввел понятие мотивационных черт, имеющих большое значение при организации поведения, и стилевых черт личности, определяющих способы и средства достижения поставленных целей (1937).

Данные работы оказали большое влияние на дальнейшее развитие понятия стиля в американской психологии.
Так, Р.
Стагнер под стилем понимал личностно обусловленные обобщающие схемы перцептивных актов и форм реагирования (1962).
Перцептивные стили, по мнению автора, представляют собой обобщенные схемы соотнесения образов.
Под реактивными стилями понимались формальные динамические характеристики, определяющие обобщенные типы выразительных реакций.
Таким образом, перцептивные стили по Р.
Стагнеру это инструментальные свойства, характеризующие операции, которые использует личность для удовлетворения мотивов.
В дальнейшем понятие “стиль” широко применяется в исследованиях, связанных с изучением личности в педагогике и психологии, и используется
1 I 5

[стр.,116]

как метафорически-описательный конструкт, характеризующий интегральные характеристики человека и определяющий особенности его поведения в жизненных ситуациях.
Выдвигается гипотеза о том, что стилевые характеристики должны проявляться в самых различных действиях субъекта.

В то же время понятие “стиль” рассматривается большинством авторов как характеристика когнитивных процессов с точки зрения изучения особенностей переработки информации человеком.
Идея о существовании устойчивых различий в способах восприятия и мышления была аккумулирована в термине “когнитивный стиль”, предложенном американским психологом Гарднером, под которым понимался гипотетический конструкт, отражающий познавательные стратегии (1954).
В когнитивной психологии понятие "когнитивный стиль4 использовалось для того, чтобы, с одной стороны, обозначить межиндивидуальные различия в процессах получения и переработки информации, и, с другой стороны, 4To6ti выделить типы людей в зависимости от особенностей их когнитивной организации.
Статус понятия "когнитивный стиль" определялся с учетом ряда принципов: 1) индивидуальные различия в степени успешности интеллектуальной деятельности, выявляемые на основе интеллектуальных тестов, отграничивались от индивидуальных различий в области восприятия и переработки полученной информации; 2) когнитивные стили, характеризуя познавательную деятельность, рассматривались как личностная организация в целом; 3) основная функция когнитивного стиля заключалась в координации и регулировании познавательных процессов при получении и переработке информации; 4) когнитивные стили выступали как "посредники" между субъектом и окружающей действительностью.

[Back]