Проверяемый текст
Зимовина, Ольга Алексеевна; Индивидуализация обучения в вузе с учетом доминирующих когнитивных стилей студентов (Диссертация 2001)
[стр. 60]

ныс исследования характеризуются ярко выраженной тенденцией к интегральному изучению индивидуальности и выделению более значимой роли самого человека в его взаимоотношениях с окружающим миром.
Понятие «когнитивный стиль» у разных авторов определяется
поразиому.
Возможность объединения всего разнообразия когнитивных стилей параметром «аналитичность-синтетичность» рассматривается в работах В.А.Колги
(1976).
А.И.Палей предложил типологию стилей, где рассматриваются связи когнитивных структур с аффектом и показателями сенсорной чувствительности.
Г.
Клаус
под стилем понимал устойчивые и постоянные различия в когнитивной организации и когнитивном функционировании.
Б.А.
Виткин определял стиль как предпочитаемый способ когнитивного анализа и структурирования своего окружения.
П о мнению В.М .
Смирнова, когнитивный стиль — это зафиксированный на некотором этапе когнитивных задач относительно устойчивый, выработанный индивидом способ организации внимания, не жестко обусловленный темпераментом.
В.М .

А ллахвердов считает, что когнитивный стиль, это совокупность критериев предпочтения личности для построения собственного образа мира.
Имеются исследования, отражающие различия содержательных характеристик моделей когнитивных стилей.
В работе Г.Клестлин-Глоджер выделена модель когнитивного стиля, связывающего способности с личностными предпочтениями (1978).
В связи с различными видами деятельности К.М .
Гуревичем и Е.А.
Климовым было введено понятие индивидуального стиля деятельности (1996).
В серии работ М.

Петцольда и Г.
Никеля была предложена комплексная программа изучения когнитивных стилей, в ней нашли отражение три составляющие: селекативность при дифференциации субъектом стимулов, конфигуративная способность и оперативность.
Когнитивные стили отражают связь как с познанием, так и с аффектом.
Д.М .Вордел и Д ж .

Ройс объединили эти стили в три группы: когнитивные, аффективные и когнитивно-аффективные (смешанные) (1990).
М
.А.Холодная под когнитивным стилем понимает тип интеллектуальных способностей, диагностируемых в
[стр. 142]

и о н н ы х с и т у а ц и я х .
3.3.
Проблема когнитивных стилен в рамках гуманистической образовательной парадигмы .
Переход общества к гуманистической парадигме образования* расширение психологического содержания понятия стиль, увеличение числа анализируемых психологических детерминант и аспектов их проявления в последнее десятилетие значительно повысили интерес к проблеме когнитивных стилей (О.Я.
Андрос, 1994; Г.А.
Берулава, 1992, 1995, 1996; Л.Я.
Дорфман, 1994; А.В.
Либин, 1993: В.И, Моросанова, 1995, С.И.
Прежссецкая, 1995; В-A.
Толочек, 1992; Н.В.
Фролова, 1995; М.А.
Холодная, 1990; Н.И.
Чулрнкова, 1995; И.П.
Шкуратова, 1994; др.).
Современные исследования характеризуются ярко выраженной тенденцией к интегральному изучению индивидуальности л выделению более значимой роли самого человека в его взаимоотношениях с окружающим миром.
Существенный вклад и разработку данной проблемы внесли работы зарубежных (А.Адлер, С.
Аш, Г.
Виткин, Г.
Клейн, К.
Левин, М.
Мсйман, К.
Юнг, Г.
Шродер) и отечественных исследователей (Г.А.
Берулава, М.С.
Егорова, И.Н.
Козлова, В.А.
Колга, А.И.
Палей, М.А.
Холодная, И.П.
Шкуратова и др.).
Понятие «когнитивный стиль» у разных авторов определяется
поразному.
Возможность объединения всего разнообразия когнитивных стилей параметром «аналитичность-синтетичность» рассматривается в работах В.А.Колги
(1986).
Д.И,Палей предложил типологию стилей, где рассматриваются связи когнитивных структур с аффектом и показателями сенсорной чувствительности.
Г.
Клаус
иод стилем понимал устойчивые и постоянные различия в когнитивной организации и когнитивном функционировании (1978).
Г, Биткин определял стиль как предпочитаемый способ когнитивного анализам структурирования своего окружения (1976).
Броверман под стилем понимал профиль умственных способностей (1960).
По мнению В.М.
Смир

[стр.,143]

нойа, когнитивным стиль — это зафиксированный на некотором этапе когнитивных задач относительно устойчивый, выработанный индивидом способ организации внимания, не жестко обусловленный темпераментом.
В.М.

Лллахвердов считает, что когнитивный стиль, это совокупность критериев предпочтения личности для построения собственного образа мира (1974).
Имеются исследования, отражающие различия содержательных характеристик моделей когнитивных стилей.
В работе Г.Клестлин-Глоджер выделена модель когнитивного стиля, связывающего способности с личностными предпочтениями (1978).
В связи с различными видами деятельности К.М.
Гуревичем и Е.А.
Климовым было введено понятие индивидуального стиля деятельности (1996).
В серии работ М.

Пегцольда и Г.
Никеля была предложена комплексная программа изучения когнитивных стилей, в ней нашли отражение три составляющие: селекативность при дифференциации субъектом стимулов, конфигуративная способность и оперативность.
Когнитивные стили отражают связь как с познанием, так и с аффектом.
Д.М.
Вордел и Дж.

Рокс объединили эти стили в три группы: когнитивные, аффективные и когнитивно-аффективные (смешанные) (1990).
М.Л.Холодная
под когнитивным стилем понимает тип интеллектуальных способностей, диагностируемых в результате выполнения вербальных и невербальных тестов интеллекта (1996).
Анализ определений когнитивного стиля позволяет дать ему следующую характеристику: когнитивный стиль это относительно устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов субъекта, которые выражаются в используемых им познавательных стратегиях.
В психологической литературе приводится характеристика таких когнитивных стилей как: полезависимость-поленезависимость; импульсивностьрефлексивность; ригидность-гибкость познавательного контроля; узостьширота диапазона эквивалентности; ширина категории; толерантность к нереалистическому опьпу; когнитивная простота когнитивная сложность;

[Back]