Проверяемый текст
Идрисов, Тофик Идрисович. Теоретические проблемы воздействия международного права на российскую правовую систему (Диссертация 2001)
[стр. 110]

приведенных положениях “не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов и вследствие этого имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории, без различия расы, вероисповедания или цвета кожи” .
Из сказанного следует, что если государство обеспечивает народу право на самоопределение, т.
е.
право самому определять свою политическую, социальную и экономическую
систему, гарантирует всему4 населению общепризнанные права и свободы человека, то расчленение такого государства по воле того или иного меньшинства противоправно.
Международные пакты о правах человека содержат по этому вопросу
достаточно четкую норму: “Все народы имеют право на самоопределение”.
Что же касается этнических, религиозных и языковых меньшинств, то им не может быть отказано в праве пользоваться своей культурой, своим языком, а также исповедовать свою религию.
Значение приведенной нормы подтверждено многими международными актами.

В Декларации Генеральной Ассамблеи ООН, * специально посвященной правам лиц, принадлежащих к национальным и иным меньшинствам, говорится, что государства обязаны охранять
“на их соответствующих территориях существование и самобытность” меньшинств и поощрять создание условий для развития этой самобытности (ст.
1).
Этой позиции придерживаются и государства, образовавшиеся в результате деколонизации.

Организация африканского единства не признает за различными движениями, выступающими за отделение от существующих государств, права на самоопределение.
Влияние такой позиции
возрастает с 1Действующее международное право...
Т .
1.
С.72.
[стр. 121]

расширяется сфера его действия, охватывающая теперь все страны без исключения.
В новых условиях принцип равноправия и самоопределения тесно увязывается с принципом демократии, утверждая право всех народов свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое развитие, право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы.
В Декларации о принципах международного права 1970 г.
подчеркивается, что* при толковании и применении принципы являются взаимосвязанными и каждый из них должен рассматриваться в контексте со всеми другими.
Принцип самоопределения особенно тесно связан с принципом территориальной целостности.
Определяя содержание принципа равноправия и самоопределения, государства, естественно, не могли упустить из виду обеспечение одного из устоев международной системы и существования любой страны, а именно принцип территориальной целостности.
При изложении содержания принципа самоопределения Декларация о принципах международного права указывает, что ничто в приведенных положениях «не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов и вследствие этого имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории, без различия расы, вероисповедания или цвета кожи».
Из сказанного следует, что если государство обеспечивает народу право на самоопределение, т.е.
право самому определять свою политическую, социальную и экономическую
системы, гарантирует всему населению 121

[стр.,122]

общепризнанные права и свободы человека и гражданина, то расчленение I такого государства по воле того или иного меньшинства противоправно.
Международные пакты о правах человека содержат по этому вопросу
ч достаточно четкую норму: «Все народы имеют право на самоопределение».
Что же касается этнических, религиозных и языковых меньшинств, то им не может быть отказано в праве пользоваться своей культурой, своим языком, а также исповедовать свою религию.
Значение приведенной нормы подтверждено многими международными актами.

Так, в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН, специально посвященной правам лиц, принадлежащих к национальным и иным меньшинствам, говорится, что государства обязаны охранять «на их соответствующих территориях существование и самобытность» меньшинств ич поощрять создание условий для развития этой самобытности (ст.
1).
Этой позиции придерживаются и государства, образовавшиеся в результате деколонизации.

Например, организация африканского единства не признает за различными движениями, выступающими за отделение от существующих государств, права на самоопределение.
Влияние такой позиции
усиливается с ростом числа внутренних конфликтов, участники которых под видом борьбы за самоопределение совершают чудовищные преступления, создают угрозу миру и безопасности.
ООН исходит из того, что «если каждая этническая, религиозная или языковая группа станет требовать государственности, то не будет пределов фрагментации, станет еще более трудным делом достижение мира, безопасности и экономического 122 олагосостояния».
Поскольку Российская Федерация основана на принципе равноправия и самоопределения народа, а Конституцией РФ гарантированы права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам

[Back]