Проверяемый текст
Идрисов, Тофик Идрисович. Теоретические проблемы воздействия международного права на российскую правовую систему (Диссертация 2001)
[стр. 45]

юридическая значимость неодинакова.
Но данное обстоятельство не подразумевает
того, что принципам-идеям надо уделять меньше внимания.
В.
Н.
Карташов полагает, что от норм права принципы отличаются тем, что не содержат санкций, а нередко и других элементов структуры нормы (гипотезу или диспозицию).

“Они имеют весьма высокий уровень обобщения и абстрагирования нормативных предписаний и, как правило, требуют конкретизации и детализации в процессе воздействия на поведение людей”1.
Конечно, трудно не согласиться с данным утверждением, но
вряд ли раздельное употребление в Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов и норм международного права обусловлено именно этим.
В
“Курсе международного права” принципы международного * права характеризуются как “нормы, которые носят общий характер”, то есть “общие юридические правила”.
Основные принципы в данном контексте определяются как
“исторически обусловленные, основополагающие общепринятые нормы, выражающие главное содержание международного права, его характерные черты и обладающие высшей императивной Л юридической силой .
Характерно, что в общетеоретической литературе в последнее время достаточно распространенным стало деление норм права на отправные (первичные) и нормы-правила поведения.
К первым относят
О нормы-начала, нормы-принципы, нормы-дефиниции и др.
Поэтому в данном случае можно говорить, что норма-принцип это одна из разновидностей норм права.
В научном обороте при характеристике национального права разных государств используется категория
“общие принципы права”.
Понятие “общепризнанные принципы и нормы” имеет исключительно международно-правовую природу, поскольку только в этой системе речь 1См.: Карташов В.
Н.
Указ.
соч.
С.
223.
2Курс международного права.
Т.
2.
М., 1989.
С.
5.

Л См.: Нормы советского права / Под ред.
М.
И.
Байтина и В.
К.
Бабаева.
Саратов, 1987.
[стр. 17]

продолжает существовать в форме идей.
При этом названные виды принципов занимают различное место в механизме правового регулирования, так как их юридическая значимость не одинакова.
Но данное обстоятельство не подразумевает
под собой того, что принципам-идеям надо уделять меньше внимания.
Далее, на наш взгляд, необходимо провести различие между принципами и нормами права.
Так, В.
Н.
Карташов полагает, что от норм права принципы отличаются тем, что не содержат санкций, а нередко и других элементов структуры нормы (гипотезу или диспозицию).

«Они имеют весьма высокий уровень обобщения и абстрагирования нормативных предписаний и, как правило, требуют конкретизации и детализации в процессе воздействия на поведение людей»1.
Конечно, трудно не согласиться с данным утверждением, но
думается, что раздельное употребление в Конституции Российской Федерации терминов общепризнанных принципов и норм международного права обусловлено именно этим.
В
книге «Курс международного права» принципы международного права характеризуются как «нормы, которые носят общий характер», то есть «общие юридические правила».
Основные принципы в данном контексте определяются как
«исторически обусловленные, основополагающие общепринятые нормы, выражающие главное содержание международного права, его характерные черты и обладающие высшей императивной юридической силой» .
Более того, в общетеоретической литературе имеет место такая классификация согласно, которой выделяют в качестве самостоятельных отправные (первичные) нормы права и нормы-правила поведения.
К первым относят
нормы-начала, нормы1Карташов В.
Н.
Указ.
соч.
С.
223.
2Курс международного права.
Т.
2.
М, 1989.
С.
5.


[стр.,18]

принципы, нормы-дефиниции и др.1 Поэтому можно говорить, что нормапринцип — это одна из разновидностей норм права.
В научном обороте при характеристике национального права разных государств используется категория
«общие принципы права».
Понятие «общепризнанные принципы и нормы» имеет исключительно международноI правовую природу, поскольку только в этой системе речь может идти о признании или непризнании тех или иных идей и нормативов разными государствами.
Но специфика международного права заключается в том, что общепризнанными нормы или принципы могут стать только после их признания всеми без исключения государствами.
Такую позицию разделяет А.
Н.
Талалаев полагая, что общепризнанные нормы — это такие нормы, которые официально признаны всеми или почти всеми государствами независимо от их социального строя в качестве общеобязательных .
Однако в юридической литературе имеется и несколько иная точка зрения.
Так, И.
И.
Лукашук считает, что поскольку договоров с участием всех или почти всех государств нет, общепризнанные принципы и нормы существуют в форме обычая.
При этом обычная норма может стать нормой общего международного права в результате признания ее не всеми, а достаточно представительным большинством государств .
Согласно ч.
4 ст.
15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права» являются составной частью правовой системы 1 См.: Нормы советского права / Под ред.
М.
И.
Байтина и В.
К, Бабаева.
Саратов, 1987.

2См.: Талалаев А.
Н.
Соотношение международного и внутригосударственного права в Конституции Российской Федерации // Журнал международного права.
-1994.
№ 4.
С.
5.
3См.: Лукашук И.
И.
Нормы международного права в правовой системе России.
Учебно-практическое пособие.
М., 1997.
С.
9.

[Back]