Проверяемый текст
Идрисов, Тофик Идрисович. Теоретические проблемы воздействия международного права на российскую правовую систему (Диссертация 2001)
[стр. 48]

если исходить из концепции равной обязательности норм договоров и обычаев, то можно согласиться с И.
И.
Лукашуком в том, что в случае коллизии с российскими
конституционными нормами общепризнанные принципы и нормы международного права в силу ч.
4 ст.
15 Конституции РФ должны обладать тем же приматом, что и международные договоры Российской Федерации .
При закреплении общепризнанных норм в международных договорах первые, наряду со всеми остальными нормами международного права, закреплены во вторых.
Кроме того, общепризнанные нормы могут бытьй закреплены
не только в международных договорах, но и в иных источниках международного права (например в обычаях).
Так, в преамбуле Федерального закона
“О международных договорах Российской Федерации” говорится: “Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права принципу добросовестного выполнения международных обязательств”.
Обратим внимание на то, что данный Закон в равной степени предполагает необходимость выражения согласия на обязательность для Российской Федерации как договорных норм, так и норм, содержащихся в обычаях.

С учетом сказанного можно предположить, что общепризнанные нормы (независимо от формы их закрепления), в отношении которых на данный момент не выражено согласие, не могут использоваться в качестве нормативной основы для возникновения правовых отношений, но они могут и должны учитываться в процессе правотворческой деятельности Российского государства.
При соотношении общепризнанных принципов и международных договоров в юридической литературе и практике внутригосударственного и
■ 1 Лукашук И.И.
Выступление по проблеме
“Российская правовая система и международное право”// Государство и право.
1996.
№3.
С.35.
[стр. 19]

а России.
В соответствии с ними в Российской Федерации признаются и ь гарантируются права и свободы человека и гражданина (ст.
17, ч.
1) и права коренных малочисленных народов (ст.
69).
Нормы международного права наряду с законом определяют осуществление Россией суверенных прав и юрисдикции на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ (ст.
67, ч.
2).
Выражение «общепризнанные принципы и нормы международного права» не являются случайным или произвольным словосочетанием, употребленным в российской Конституции.
Это устоявшийся международноправовой термин, который получил распространение как в международных, так и во внутригосударственных правовых актах.
Однако как справедливо отмечаетI А.Н.Таллалаев, «Конституции разных стран, международные договоры и другие международные акты прибегают к подобной или похожей формуле, которая для своего эффективного применения нуждается в раскрытии ее нормативноправового содержания» .
Основными формами выражения общепризнанных принципов и норм международного права являются: договор и обычай.
Это соответствует роли договора и обычая как основных источников современного международного права.
И если исходить из концепции равной обязательности норм договоров и обычаев, то можно согласиться с И.
И.
Лукашуком в том, что в случае коллизии с российским
законом общепризнанные принципы и нормы международного права в силу ч.
4 ст.
15 Конституции РФ должны обладать тем же приматом, что и международные договоры Российской Федерации2.

1 Талалаев А.Н.
Общепризнанные принципы и нормы международного права (конституционное закрепление термина) // Вестник Московского университета.
Сер.11,1997.
-№3.-С.
67.
2 Лукашук И.И.
Выступление по проблеме
«Российская правовая система и международное право» //Государство и право.
1996.
№ 3.
С.
35.
*
19

[стр.,20]

20 При закреплении общепризнанных норм в международных договорах первые, наряду со всеми остальными нормами международного права, закреплены во вторых.
Кроме того, общепризнанные нормы могут быть закреплены
и в иных источниках международного права (например, в обычаях).
Так, в преамбуле Федерального закона
Российской Федерации «О международных договорах Российской Федерации»1 говорится: «Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права — принципу добросовестного выполнения международных обязательств».
Обратим внимание на то, что данный закон в равной степени предполагает необходимость выражения согласия на обязательность для Российской Федерации, как договорных норм, так и норм, содержащихся в обычаях.

Таком образом, общепризнанные нормы (независимо от формы их закрепления), в отношении которых на данный момент не выражено согласие, не могут использоваться в качестве нормативной основы для возникновения правовых отношений, но они могут и должны учитываться в процессе правотворческой деятельности Российского государства.
При соотношении общепризнанных .принципов и международных договоров в юридической литературе и практике внутригосударственного и
международно-правового регулирования общие принципы права могут употребляться в двух смыслах: и как форма, и как содержание.
Первая точка зрения, в соответствии с которой общие принципы рассматриваются в качестве формы международного права, достаточно определенно выражена в ст.
38 Статуса Международного суда ООН: «Суд, 1См.: Собрание законодательства Российской Федерации.
1995.
№ 29.
Ст.
2757.

[Back]